СюжетыПолитика

Дозволение на выборы

Парламентским партиям неспокойно на старте кампании

Этот материал вышел в номере № 19 от 24 февраля 2016
Читать
Парламентским партиям неспокойно на старте кампании

Предвыборный сезон в России начался нервозно. Политические силы чувствуют, что система в кризисе, не понимают, как складываются правила игры и от каких факторов они теперь зависят. Если раньше такие неопределенности, «вбросы» новых правил были прерогативой кремлевских политтехнологов, то теперь инициативу пытаются перехватить и другие политические акторы.

Для так называемой системной оппозиции спектр «дозволенных» действий расширяется стремительно. КПРФ, чувствуя резко левеющий из-за падения уровня жизни электората, позволяет себе все более резкие заявления. Депутат Госдумы и фактически второе лицо в КПРФ Валерий Рашкин публично поддерживает протест дальнобойщиков, выводит людей на митинги против платных парковок, в соавторстве с коллегами предлагает откровенно популистские инициативы в виде ежемесячных выплат колоссальному числу неимущих россиян — в общем, всячески заигрывает с избирателями, готовыми разочароваться в «курсе ЕР».

КПРФ пытается создать свою электоральную машину (об этом понятии см. «Новую», № 44 от 27 апреля 2015 г.) — технологию консолидации и «привода» на участки электората особого типа. Для этого коммунисты создают в городах по всей России движение «Дети войны» — тех, кто родился в СССР с 1928 по 1945 гг. Они собирают бабушек в домах культуры или подобных заведениях, торжественно вручают им медали «детей войны» (госрегистрации не имеющие, но выглядящие вполне официально) и рассказывают, что всеми силами пытаются провести в Госдуме законопроект, вводящий им дополнительные, весьма солидные выплаты, но вот «Единая Россия» и правительство не дают коммунистам по достоинству оценить и наградить страдания и вклад целого поколения россиян в «великое дело Победы». По разным подсчетам, «детей войны» в России от 5 до 10 миллионов, и в сентябре мы увидим, насколько действенной оказалась «машина» КПРФ.

«Эсеры» и ЛДПР пока серьезно проигрывают коммунистам в креативе и эксплуатации расширяющегося «поля дозволенного». При этом, учитывая «посткрымский консенсус» и лояльность курсу президента со стороны так называемой системной оппозиции, избирателю все сложнее становится понять, чем они отличаются от партии власти.

От «эсеров» уходит протестно настроенная интеллигенция, которая в 2011 году голосовала за них, потому что больше было не за кого. От ЛДПР постепенно отворачивается традиционный электорат Жириновского: антизападническая риторика за последние два года была перехвачена общим псевдопатриотическим подъемом. Критическая ситуация именно у справедливороссов, так что часть партийцев спасается бегством.

Оксана Дмитриева, которая была на прошлых выборах одним из флагманов «эсеров», собирается войти в новый партийный проект Бориса Титова. Как известная своими левыми взглядами Дмитриева приживется в пусть формально, но все же «Правом деле», остается загадкой, но это лишний раз подчеркивает отсутствие всякой идеологии у «системных» партий и их сателлитов.

Бежит с корабля и «эсер», вице-спикер Госдумы Николай Левичев, перешедший на работу в ЦИК (возможно, в качестве преемника Владимира Чурова). Шестеро «эсеров», видимо, совсем отчаявшись, подали заявки на получение помощи со стороны Михаила Ходорковского. К слову, среди ЛДПРовцев таких смельчаков не нашлось.

У «Единой России» тем временем очередной кризис самоидентификации. С одной стороны, замглавы администрации президента Вячеслав Володин во всеуслышание заявляет, что партия буквально последний оплот либерализма в России. С другой стороны, Владимир Путин вдруг на одной из встреч с предпринимателями объявляет, что единственной национальной идеей может быть патриотизм, а он, как ежедневно говорят большинству россиян с экранов телевизоров, противоположен либералам и их западным ценностям.

Параллельно к «Единой России» пытаются приладить новые структуры, способные поймать какую-то часть голосов. На правом фланге — это уже упомянутый проект бизнес-омбудсмена Бориса Титова, при помощи которого попробуют освоить хотя бы часть из почти 6 миллионов голосов, отданных за Михаила Прохорова на последних президентских выборах.

Значительные перемены ожидают старый состав партии власти: смешанная система выборов в парламент позволит выдвинуться по одномандатным округам кандидатам, поддерживаемым Кремлем, но напрямую с партией не аффилированным. Скорее всего, эта схема будет использована в наиболее проблемных округах, и кандидатами станут не местные депутаты, а известные в регионе (или своим родством, происхождением из этого региона) актеры, спортсмены, общественные деятели, которых публично поддержит президентский ОНФ или близкие к нему фигуры.

Однако в эту борьбу за так называемых «ЛОМов» (лидеров общественного мнения) вступила и сама «Единая Россия». На последнем съезде в Москве состав партийной верхушки был сильно изменен: на смену непопулярным «Яровым» пришли часто появляющиеся на ТВ лица — Петр Толстой и Тимур Кизяков. Кстати, последний служит прекрасной иллюстрацией понимания в «Единой России» термина «лицо партии» — этого мастеровитого и смекалистого парня из «Пока все дома» видели, пожалуй, все, но вспомнить его имя до недавнего времени смогли бы единицы.

Ситуацией неопределенности и повышенных рисков может удачно воспользоваться оппозиция, но для этого необходимо соблюдать два важных принципа: бороться именно за своего избирателя и не бояться неожиданных политических союзов.

Михаил КОМИН, политолог, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow