СюжетыОбщество

Дина Корзун: «Сложно жить, оставаясь любящим и сильным»

«Звездный мальчик» — так называется благотворительный моноспектакль по одноименной сказке Оскара Уайльда. Премьера — 17 марта в театре Et Cetera

Этот материал вышел в номере № 21 от 29 февраля 2016
Читать
«Звездный мальчик» — так называется благотворительный моноспектакль по одноименной сказке Оскара Уайльда. Премьера — 17 марта в театре Et Cetera
Изображение

— Здесь я все время переживала, что не могу больше так интенсивно работать по профессии, как это было в России, — сказала «Новой газете» живущая в Лондоне известная актриса театра и кино. — Я искала материал, который был бы интересен, прежде всего, мне самой. Дело в том, что мне, вероятно, с рождением двух дочек и с возрастом стал больше интересен такой театр, после посещения которого хотелось бы жить.

— У вас две дочки?

— У меня есть взрослый сын, Тимур, ему 25. Но я его родила, когда мне было всего 19, когда не так сильно обо всем задумываешься. А девочки Итала и София родились уже в Лондоне, старшей 7, младшей 6 лет. И вот с их появлением мне перестали быть интересными произведения, в которых натура человека звериная, ужасная. Мне кажется, сегодня нужно что-то такое, что несет просветление, я искала такой материал, и нашла его у Оскара Уайльда. Мой первый проект был связан с его произведением «Счастливый принц», мы показали его в прошлом году сначала в Лондоне, потом привезли в Москву и в Ереван. Тогда на лечение детей, подопечных фонда «Подари жизнь» удалось собрать 847 тысяч рублей.

— Вы соучредитель сразу двух благотворительных фондов — российского «Подари жизнь» и лондонского «Gift of Life». То есть, вы занимаетесь благотворительностью для детей двух стран?

— Нет, фонд в Лондоне – это отделение российского фонда «Подари жизнь», сестринская организация. Мы собираем средства только для российских детей. Покупаем и отправляем в Россию лекарства, которых там нет, а они нужны срочно и стоят дорого. Российскому фонду в этом году исполнится 10 лет, а лондонскому недавно исполнилось пять.

Премьера моего нового спектакля «Звездный мальчик» состоится в Москве, потом мы планируем его показать в других городах России, а позже — в Англии. Все средства, вырученные и там, и здесь от показа спектакля, пойдут в помощь детям – подопечным фонда «Подари жизнь».

— Итак: «…Было так холодно, что даже звери и птицы замерзли, и никак не могли согреться.

— Уф! — проворчал Волк, ковыляя через чашу. — Куда только смотрит Правительство.

— Фьюить, фьюить! — запикала пестрая Коноплянка. — Старушка земля умерла, и ее покрыли белым саваном…»

— «…И лес вокруг был недвижим… Маленькая речка, сбегавшая с гор, замерзла и стала как каменная, когда дыхание Ледяного Князя коснулось ее». Да, холод, по заснеженному лесу с трудом выбираются бедные дровосеки с тяжелыми связками хвороста. Это — точная метафора современного мира, в сердцах людей холод. И очень важно в такое время, чтобы сердце было живое, оставалось в рабочем состоянии. Когда я искала материал для спектакля, мне хотелось, чтобы это был строительный материал, а не разрушительный…

Из нашего темного, заснеженного, холодного леса должен быть путь к свету и радости. Должен быть выход. Наш «звездный мальчик» находит его не сразу, но находит. Поначалу он слишком хорошо о себе думает. Мы вообще всегда думаем, что виноваты другие, мы-то умны, добры и безупречны. Всегда есть кто-то, кого мы считаем ниже себя. Очень сложно жить, оставаясь любящим и сильным, — равным. Быть не ниже и не выше.

Сказка оказалась труднейшим материалом. Когда приступили к работе, выяснилось, что передо мной стена, которую не обойти. Можно пройти только сквозь.

Когда прыгаешь с парашютом, нужно, чтобы он раскрылся. А мне сначала нужно было собрать его из разных мелких элементов. В сказке 27 героев, у каждого своя позиция и свой характер. Мне нужно точно в это впрыгивать и психологически и физически. Должны происходить мгновенные переключения.

— То есть вы одна на сцене? Весь спектакль?

— Да, я единственная актриса, влетаю и вылетаю из одной роли в другую и снова становлюсь рассказчиком. И надо поймать очень точно и физику, и психологическое состояние, эмоции сразу нескольких героев одновременно. Это должно быть единым и органичным, не должно быть калейдоскопом. Должен получиться цельный и красивый парашют, на котором зрителям в конце спектакля будет легко и приятно приземлиться после не простого полёта. Это трудно сделать в театре, особенно если ты один. Но со мной на сцене моя замечательна коллега и подруга Шолпан Шарбакова (фортепиано). Она создаёт весь музыкальный ряд, атмосферу, играет Баха и Малера. Играет не только на пианино, но и на электронных инструментах, которые выдают звуки какого-то готического города или космоса. Это придумал мой муж, он отвечает за спецэффекты… и за мое душевное состояние. Он продюсер спектакля, и без него, наверное, ничего бы этого и не было. Без него, и без нашего замечательного режиссера Максима Диденко.

— «Я предал тебя, когда был счастлив, прости меня, когда мне плохо…», -— говорит «Звездный мальчик» своей маме. Когда мы счастливы и успешны, мы становимся иногда не чувствительны к боли других. Это – одно из основных посланий вашего спектакля?

— Очень важно знать, что эта сказка не для детей! Это жесткий взрослый разговор, и он адресован здоровым, успешным людям. Очень важно, когда ты здоров и благополучен, помнить что мы не одни на свете. Все, что мы отдаём, к нам возвращается. Добро и милосердие возвращается сторицей, в моей жизни есть множество тому подтверждений. Этот спектакль я адресую всем, кто пока ещё думает: зачем это нужно — заниматься благотворительностью?

Оскар Уайльд говорит в этой сказке, что можно годами бродить по свету и не встретить ни милосердия, ни любви. Мальчику нашему в беде не помогает ни крот, ни коноплянка, никто. Было время, когда он обошелся с ними крайне жестоко. Спасение приходит, когда наступает отчаяние, и тогда, уже в совершенно измученном состоянии, он помогает другому — выпускает из капкана зайчонка. Для меня это тоже очень точная аналогия и метафора.

Знаете, когда я была подростком, я вела себя с мамой почти как «Звездный мальчик», была тщеславной и грубой. Это теперь мы с ней друзья, и я ее понимаю, люблю и ценю.

— Вы не рекомендуете брать на спектакль детей?

-— Только тем, кому 12 и старше. Своим дочкам я спектакль не покажу — 27 героев, и в основном, все мужские роли. Быть красивой, легкой небесной феей, мне , к сожалению, там не удастся. Они испугаются и прокаженного, и нищенки. И, конечно же, Колдуна. Оскар Уайльд в этом образе разбирается сам с собой. Он был на пике славы, сильно избалован вниманием публики, относился к людям с презрением. А потом — тюрьма, где он и написал эту сказку, пережив глубокие страдания. Каждое слово как психоанализ — он ищет себя. Не пытаясь кому-то что-то доказать, заглядывает в «сумрачный лес» собственного внутреннего мира. Над героем его сказки издевается жестокий суровый старик с дьявольским выражением лица – наше эго. Внешне мы держим лицо одно, а в глубинах подсознания, в снах, мыслях мы настоящие. Когда мы рабы «колдуна», мы должны делать все, как он велит, иначе засмеют, скажут, что ты не достаточно статусный, не красивый, не богатый. Уничтожать его в себе, не давать ему власть, не нести ему слиток золота, а отдать его тому, кому это сейчас важно, — вот что делает наш мальчик. И становится выше самого себя. А колдун исчезает…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow