СюжетыОбщество

«Теперь еще подумаем, прежде чем голосовать»

В Севастополе вслед за Москвой начали сносить торговые палатки. Схема сноса та же: без судов и альтернативных вариантов размещения. Лишиться работы должны по меньшей мере 1500 человек

Этот материал вышел в номере № 21 от 29 февраля 2016
Читать
В Севастополе вслед за Москвой начали сносить торговые палатки. Схема сноса та же: без судов и альтернативных вариантов размещения. Лишиться работы должны по меньшей мере 1500 человек
Юлия Чернякова. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Юлия Чернякова. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Опереться, а не сносить

— Муж умер, отец инвалид, сестра после операции, сын-студент — одна всех тяну, а теперь работу отбирают, — Юлия Чернякова, продавец сувениров на Историческом бульваре, нервно улыбается, оглядывая свой товар. Тельняшки, футболки с Владимиром Путиным, сувенирные тарелки, магниты, — все это в один момент должно превратиться в хлам: киоск Юлии не попал на утвержденную севастопольскими властями схему размещения нестационарных торговых объектов. Его могут снести в любой день. — Только год назад расширилась, — ругается женщина. — Киоск себе поставила вместо палатки, ассортимент увеличила. Кто ж знал, что так будет?

Снос ларьков в Севастополе, о котором власти города публично объявили 12 февраля, готовился, как оказалось, еще с прошлого года. 9 ноября правительство Севастополя издало постановление № 1030-ПП, которым утвердило схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в городе. Из 3000 ныне существующих НТО остаться должны были лишь 1500. Постановление не вызвало никакого резонанса, поэтому 12 февраля, когда пресс-служба городского правительства объявила о фактическом начале сноса ларьков (и подкрепила это фотографией демонтажа «Ремонта обуви» на улице Очаковцев), даже местный бизнес-омбудсмен Иван Комелов не смог сказать, на основании чего действуют власти и какие объекты должны быть демонтированы.

Первую неделю снос проходил, как спецоперация: торговые точки демонтировали по 1-2 в день, притом чаще всего — когда ни собственников, ни продавцов на месте не было. «Утром приходит человек на работу, смотрит, а его рабочее место увезли», — горько шутили предприниматели. В правительстве Севастополя парировали: «Каждый владелец НТО был заранее предупрежден о демонтаже».

18 февраля список из 85 подлежащих сносу киосков попал в Союз предпринимателей Севастополя. Председатель Союза Марат Тюнин решил его опубликовать. И только тогда в вопросе о том, кого снесут, а кого оставят, начала появляться ясность.

Киоски на Историческом бульваре попали в список «на снос» без исключения.

— Уведомили же нас об этом так, — рассказывает Юлия Чернякова. — 18 февраля на бульвар пришли сотрудники Управления контроля городского хозяйства, ГУП «Севавтодор» и полиции. Помахали корочками, не дав даже разобрать фамилий, а потом заявили, что торговли здесь больше не будет. Пообещали снести в течение недели, но пока никто не появлялся.

— Самое главное, что у нас все документы есть, мы налоги платим, а нам говорят — «незаконно работаете» и все тут, — подключается к разговору продавец хот-догов Валентина. — Вот депутат Александр Кулагин на «Форпосте» (севастопольское издание —И.Ж.) заявил: «Размещение торговых точек — это последствия коррупционных действий. Люди дали взятку, им разрешили поставить торговый объект». Политикам стоит подумать: скоро сентябрь, выборы. Такой эйфории, какая была после референдума, уже не будет. И мы теперь еще подумаем, за «Единую Россию» голосовать, или за какую…

Для Валентины, ее супруга и двоих детей киоск с хот-догами — единственный источник дохода.

— Нам говорят, что Севастополь идет по пути Москвы и Петербурга. Что это город федерального подчинения и должен соответствовать статусу. Но посмотрите — мы не Москва, и не Питер: у нас зарплаты по 10 000 рублей, цены высокие, разбитые дороги, отдельные санкции наконец. В этой ситуации наоборот — опереться нужно на предпринимателей. Вот смотрите конкретные примеры: при Украине у панорамы обороны Севастополя был построен общественный туалет — директор панорамы обратился к предпрнимателям за финансовой помощью, те скинулись, и построили его. Площадь перед панорамой также была заасфальтирована за счет предпринимателей.

Валентина. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Валентина. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

В крайней палатке на Историческом бульваре торгует сувенирами мужчина в потертой коричневой кожанке и черной шапке. Он представляется Дмитрием.

— Я инвалид второй группы с детства, — рассказывает он. — В торговлю пришел сразу по выпуску из школы в 1997 году. Это единственная профессия в Севастополе, где инвалид может заработать: заводов в городе нет, на корабль меня не возьмут, и даже дворником с моим здоровьем устроиться трудно. У меня двое детей — 5 месяцев и 8 лет. Жена в декрете. Если палатку снесут, то мы будем жить на мое пособие по инвалидности — 9382 рубля 20 копеек.

За год предприниматель-киоскер в среднем зарабатывает 400 000 рублей.

Фотографироваться Дмитрий отказывается.

— Я не бритый и не стриженный, стыдно как-то, — говорит он. — Можно сейчас, конечно, пойти постричься, но это, опять же, сто рублей будет стоить…

Закон и бунт

С председателем севастопольского Союза предпринимателей Маратом Тюниным и юристом этой организации Владимиром Новиковым мы встречаемся у «Дома Москвы» на площади Нахимова.

— Заявлений нам поступает много, — констатирует Владимир. — Согласно официальному ответу начальника Управления потребительского рынка Эдуарда Петрова, в новую схему расположения НТО не внесли 1500 объектов. При этом у многих предпринимателей есть разрешительные документы еще украинского образца, просто в «переходный период», пользуясь правовым ваакумом, им по разным предлогам не продлили аренду. По нашей информации, правительство планирует поставить на торговые точки нужных людей.

По словам Новикова, снос киосков в Севастополе нарушает российское законодательство сразу в нескольких направлениях.

— Во-первых, нарушается Конституция, потому что решения о сносе принимает правительственная комиссия по демонтажу, которая таким образом подменяет собой судебную власть. Исполнительная и судебная власть у нас, согласно Конституции, разделены. Во-вторых, нарушается Федеральный закон № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», который запрещает сокращать количество НТО в случае утверждения новой схемы их размещения. В третьих, нарушается постановление Правительства России № 772, которое четко определяет: утверждать схему размещения нестационарных торговых объектов должны муниципальные власти. Для города федерального подчинения Севастополь муниципальной властью является не губернатор — он-то представляет как раз федеральную власть, а Законодательное собрание и органы местного самоуправления. Можно сказать, что правительство региона превысило свои полномочия, но можно рассмотреть этот вопрос и в более жестком ключе: поставив свое постановление № 1030-ПП выше Конституции, Федерального закона и постановления Правительства РФ, власти Севастополя совершили акт сепаратизма. Заявление о преступлении именно по этой статье мы направим в ФСБ, МВД и Следственный комитет.

— От себя хочу добавить, — говорит Марат Тюнин. — Не надо повторять ошибок Украины. После чего начался майдан? После того, как во Врадиевке полицейские изнасиловали девушку и едва не избежали наказания. Потом было избиение студентов на майдане. То есть протест возник, потому что обижали слабых. Здесь — тот же случай. «Нелегальными» внезапно стали 1500 объектов, за каждым из них, как правило, — не один человек, а семья. То есть речь, как минимум, о 5-6 тысячах человек. Мы не против России, мы — за. Но если нас поставят перед выбором умирать с голоду, или протестовать, — мы выйдем на площадь. Учтите: это Севастополь, мы не потерпим издевательств.

Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

«Необходимо очистить город»

В самом правительстве Севастополя демонтаж нестационарных торговых объектов считают шагом к созданию в городе «атмосферы уюта».

— Прежде чем начать снос незаконных объектов, была проделана огромная работа, — объясняет заместитель губернатора Севастополя Сергей Булычев. — Комиссия Департамента городского хозяйства и Управления контроля городского хозяйства совместно с Департаментами районов определила перечень нестационарных торговых объектов торговли и оказания услуг. Те «точки», которые были установлены с нарушением законодательства и те, у владельцев которых нет правоустанавливающих документов подлежат сносу.

По словам Булычева, подлежащих сносу торговых объектов — не 1500, как утверждают в союзе предпринимателей, а 938.

— Работа в этом направлении Департамента городского хозяйства и Управления контроля городского хозяйства уже спланирована. Необходимо очистить Севастополь. Севастопольцы должны жить в красивом, современном и уютном городе.

Окончательные сроки сноса киосков, не попавших в новую схему размещения НТО, в правительстве города не называют.

P.S. Свою оценку действиям Правительства Севастополя дали в Федеральной антимонопольной службе. Замруководителя УФАС по Севастополю Вячеслав Токарев письменно предупредил правительство города о необходимости отменить Постановление № 1030-ПП, как «содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства» (копия документа есть в распоряжении редакции). В самом городском правительстве это обстоятельство пока никак не комментируют.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow