Сюжеты

Минфин против доктора

Здравоохранение во время кризиса пойдет под нож

Фото: «Новая газета»

Общество

Арнольд Хачатуровкорреспондент

Здравоохранение во время кризиса пойдет под нож


Фото: РИА Новости

Глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз выступил за урезание расходов антикризисного плана, сославшись на нехватку денег в резервах правительства. В числе прочего, министр предложил почти в 3,5 раза сократить прописанные в программе траты на здравоохранение — с 45,8 до 13 миллиардов рублей. Эта идея вызывала резкую отповедь со стороны медицинского сообщества и некоторых чиновников: к примеру, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль назвал планируемое сокращение «преступлением», а депутат от КПРФ Сергей Обухов попросил проверить министра Силуанова на профпригодность. Рошаль также предупредил, что в условиях недостаточного финансирования медицины исполнение рекомендаций Минфина приведет к ухудшению положения больных и «резкому росту недовольства в обществе».

В последний день февраля премьер-министр Дмитрий Медведев, несмотря на отсутствие консенсуса в правительстве, все же подписал антикризисный план. Но судьба предусмотренных в нем расходов на здравоохранение, как и многих других пунктов, от этого ничуть не прояснилась. На данный момент в плане распределено порядка 470 млрд рублей бюджетных средств; при этом его общая стоимость, как сообщалось ранее, может доходить до 880 млрд. Большая часть мер по поддержке экономики, прописанных в документе, в графе «источник финансирования» пока что имеют либо прочерк, либо «звездочку», означающую, что деньги на их реализацию в кабмине будут искать по ходу. «Звездочкой», в частности, отмечены все антикризисные расходы Минздрава, касающиеся лекарственного обеспечения населения: от помощи ВИЧ-инфицированным больным до реализации программ поддержки отечественных производителей медикаментов.

Читайте также:

13 ударов Медведева: правительство готовится изъять у граждан более 2 трлн рублей

Ранее помощник министра финансов Светлана Никитина подчеркивала, что считать рекомендации Минфина попыткой сократить госрасходы на здравоохранение некорректно: речь в них идет не об основных бюджетных ассигнованиях на 2016 год (около двух трлн рублей), а только о дополнительных антикризисных тратах. Заявки Минздрава при нынешних трудностях с бюджетом, по ее словам, «могут быть удовлетворены лишь частично». Между тем все несколько сложнее:

у ведомства Силуанова есть собственные фундаментальные разработки в области оптимизации системы медицинского страхования, и они могут обрести особую актуальность в свете неспособности государства отвечать по своим социальным обязательствам.

В прошлом году Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) при Минфине подготовил программу по масштабному сокращению бюджетных трат на бесплатные медицинские услуги для населения. В документе предлагалось, в частности, уменьшить число коек в стационарах, начать предоставлять полностью бесплатное лечение только льготным группам населения, а для работающих россиян ограничить число бесплатных посещений терапевта (8 раз в год) и установить лимит на вызовы скорой помощи (4 раза в год). Фактический конец бесплатной медицины в России, по мысли экспертов НИФИ, должен повысить эффективность системы ОМС и в конечном счете даже снизить нагрузку на население, а бюджет сможет каждый год выигрывать до 350 млрд рублей. Впрочем, представители медицинского сообщества оказались не в восторге и от этой программы:

«Где лечатся авторы этого документа? Может быть, начать внедрять все с Минфина?», — писал Леонид Рошаль о предложениях НИФИ.

Еще один актуальный риск в сфере здравоохранения касается оборота лекарственных средств. По сведениям «Коммерсанта», Минпромторг предлагает отказаться от регулирования цен на дешевые лекарства из перечня жизненно важных — так в ведомстве собираются поддерживать отечественных фармацевтических производителей, полагая альтернативный способ — субсидии — неэффективной и кратковременной мерой. По данным ФАС, многие российские предприятия, выпускающие препараты из списка ЖНВЛП в нижнем ценовом сегменте (до 50 рублей), находятся в тяжелом положении из-за низкой рентабельности: 197 видов лекарства уже сняты с производства, в ближайшее время с рынка могут исчезнуть еще 160 препаратов. Существенная часть международных производителей прекратили поставки в Россию после девальвации рубля. Если денег на субсидии в бюджете все-таки не найдется,

правительство окажется перед выбором: игнорировать риск возникновения дефицита дешевых лекарств или позволить производителям поднять цены, что может привести к удорожанию продукции более чем на 30%.

Глава Минздрава Вероника Скворцова выступила категорически против отмены регулирования цен на  лекарства в условиях падения реальных доходов населения. Предлагая вместо этого стимулировать производителя на бюджетные средства, Скворцова исходит из следующей посылки: «Дело в том, что мы все надеемся, что те трудности, с которыми мы столкнулись, финансовые и экономические... временные», — цитирует министра ТАСС. В Минфине на скорое восстановление российской экономики, напротив, никто не надеется — отсюда множество довольно радикальных предложений по урезанию трат. И пока все говорит в пользу того, что чем дальше, тем больше власти будут прислушиваться именно к этой позиции: не исключено, что в ближайшие годы объемы финансирования здравоохранения в России будут неоднократно пересмотрены.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera