Сюжеты

Кролик без возраста, Женский день в рюмочной и однополая мелодрама

Афиша. 4 — 11 марта

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 23 от 4 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Афиша. 4 — 11 марта

5 марта. Спектакль «Кролик Эдвард». Режиссер Рузанна Мовсесян. РАМТ

Мовсесян, ученица Камы Гинкаса, поставила необычный спектакль. В основе сюжета — сказка о фарфоровом кролике Кейт ДиКамилло, американский бестселлер. История вроде бы детская, но довольно жесткая и серьезная. Фарфоровый Эдвард, игрушечный денди с роскошным парижским гардеробом, скитается по США в заплечном мешке бродяги, утешает умирающую от чахотки четырехлетнюю девочку, пляшет на улице за цент, погибает и воскресает.

Это сказка о любви и душевной пустоте, об эгоизме, свойственном не только фарфоровым кроликам, об исцелении страданием. О том, как близки друг к другу мир цветущей безмятежности и мир горя.

На сцене яркий и уютный американский Юг 1910-х (особенно хороши занавесы-аппликации, кроличьи наряды и кукольный домик). По сцене двигаются плечом к плечу полутораметровый ушастый джентльмен, созданный по эскизу Виктора Платонова, одного из лучших кукольников страны, — и нежный, нервный, самоотверженный Эдвард, сыгранный Виктором Панченко.

В мир сказки вламываются взрослые трагедии. Но одновременно в ней шумит океан, в игрушечной лавке сплетничают нарядные куклы, из футляра часов выходит насмешливая фея Пелегрина… И пусть вас не смущает, что РАМТ рекомендует спектакль зрителям старше 8 лет. Он и детский и взрослый. Его можно смотреть и в тридцать, и в пятьдесят, и в семьдесят.

Ксения Осьминина

 

5 марта. «8 марта — дурацкий праздник». Концерт Вадима Степанцова и группы «Бахыт-Компот». Blacksmith Irish Pub, 20.00
7 марта. Поэтбаттл Вадим Степанцов — Всеволод Емелин. Рюмочная «Зюзино», 20.00
9 марта. Всеволод Емелин представит свою новую книгу «Смерти героев» (издательство «РИПОЛ Классик»). Клуб «Дом 12», 19.00

У Емелина слава блестящего политического памфлетиста. Степанцов — Великий магистр Ордена куртуазных маньеристов, автор песни «Пьяная помятая пионервожатая». И вот они вдвоем решили поздравить дам с Женским днем. Шоу предстоит своеобразное. Особенно если учесть, что у Емелина лирики как таковой нет и читать он собирается стихи типа своей знаменитой «Лили Марлен»: «Глаза цвета стали,/Юбка до колен./Нет, не зря прозвали/Тебя Лили Марлен». Если и присутствуют у него женские персонажи в текстах, то такие: «Говорила Ксюша Собчак/С Маргаритою Симоньян:/«Мы с тобой друг другу не враг./Ходим мы в один ресторан». И так далее.

У Степанцова, напротив, почти все о женщинах. Но по теперешним политкорректным понятиям иначе как сексистом его трудно назвать. Правда, очень лиричным: «Цыпочка, розанчик, лягушонок,/беленький купальный гарнитур/выделял тебя среди девчонок,/некрасивых и болтливых дур». Издевается? Конечно, но очень изящно.

Одно из своих первых восьмимартовских стихотворений он принес когда-то, еще в начале девяностых, Быкову в «Собеседник». Лирический герой его поймал кошечку, убил, снял шкурку и подарил маме на женский праздник. Быков поразился: «Вадик, ты же чистый человек! Как ты мог?!» И действительно, как?

Вот такие поэты и такое Восьмое марта предстоит в рюмочной. На вопрос, не обидятся ли дамы, не будут ли шокированы, Емелин ответил: «Жизнь показывает, что именно это дамам и нравится».

 

5, 6, 7, 8 марта. 25 лет панк-группе «Тараканы!». Большой юбилейный концерт. Клуб Yotaspace
10 марта. Вася Обломов представляет новый альбом «Живее всех живых»

Только что вышедший альбом Обломова — концертный. Его песни мы знаем в основном по роликам в интернете, главное там — тексты, которые легко идентифицировать как протестные. Между тем он и его музыканты прекрасно умеют играть вживую. На альбоме всем известная «Многоходовочка», «Думай о хорошем», «Письмо счастья» и, конечно, «Еду в Магадан», с которой началась обломовская слава. Для него это как Yesterday для Маккартни.

А незадолго до этого в том же клубе справят свой 25-летний юбилей панки из группы «Тараканы!». Не совсем обычные панки. Достаточно сказать, что их слоган — «Солидный панк для солидных господ!», что само по себе нонсенс. Панк по определению музыка отребья, маргиналов и аутсайдеров. А «Тараканы!» бодрые, популярные и все у них в порядке. Хотя гребни и зафузованные гитары присутствуют. Их главные хиты: «Что я могу изменить?», «Кто-то из нас двоих», «Я смотрю на них». А прошлым летом на «Нашествии» лидер группы Сид совершил неожиданно для всех гражданский поступок: спел на милитаризованном фестивале «Нашествие» пацифистский советский гимн «Солнечный круг».

Ян Шенкман,
«Новая»

 

10 марта. Выходит в прокат фильм «Кэрол». Режиссер Тодд Хейнс

В основе изысканной ретродрамы Хейнса роман Патриции Хайсмит «Цена соли», вызвавший в начале 50-х нешуточный скандал. Это история любовной связи представительницы upper middle class (Кейт Бланшетт) и скромной продавщицы (Руни Мара). Элегантная леди Совершенство, заглянув в универмаг за куклой для дочери, забывает лайковые перчатки. С перчаток и начнется… Однополый роман вышел на пике маккартизма, попытки тотального контроля над личной жизнью.

Для Хейнса («Меня здесь нет», «Вдали от рая») новый фильм в русле его любимой темы — «поиск идентичности». Ток любовного притяжения, право на личный выбор, «скрытое» — и есть слагаемые самоидентификации. Впрочем, социальный аспект (героиню Бланшетт муж шантажирует ребенком, героиню Руни бросает жених) не акцентируется. Не найти в «Кэрол» и шокирующей провокативности лесбийской драмы — как в страстной «Адель», получившей главный приз в Каннах. Хейнс предпочитает снимать сдержанное кино по законам традиционной мелодрамы. И все же в глазах благополучной матери и жены Кейт Бланшетт сверкнет однажды опасный огонь настоящей фам-фаталь. В соответствии со стилистикой нуара, которая явно просвечивает в фильме, героиня Бланшетт носит алые и цикламеновые наряды, кутается в меха, не расстается с бокалом мартини, а в чемодане прячет револьвер.

Звезда независимой режиссуры, Хейнс — не только один из лучших стилистов в современном кино, но и один из ведущих авторов «новой классики». Он не уповает на открытия в киноязыке, изобретения в духе новомодных объемных зрелищ. Предпочитает проверенный временем жанр (мелодрама, комикс, шпионский детектив), проветренный настроениями и мыслями сегодняшнего дня. А в киноязыке (свет, ритм, неожиданные ракурсы, монтаж, камера) традиция и новаторство вступают в живую дискуссию. Этот «диалог» и создает главное напряжение картины. В этой игре смыслов и контрапунктов, полярных настроек, противостояния сдержанности и беззастенчивого эротизма проверенная временем мелодрама заряжается током драматизма.

«Кэрол» ностальгирует по старому кино, растворяющемуся в дымке прошлого. Здесь плавное, как в старинных фильмах, движение камеры. Подчеркнутая текстура мехов и шелков. Блюзы Билли Холидей. Съемка сквозь дымку, тусклый вечерний свет ресторанов, импрессионистские портреты (очень много съемки через стекло, это настоящая игра отражений). Все работает на медленное погружение не только в ретро, но в мир утаенного, территорию запретных чувств. И химия кино удивительным образом превращается в химию отношений между падшими ангелами.

Вообще Голливуд новейшего времени совершенно распоясался, фраппируя публику интимными признаниями, изумляя призывами к толерантности. И это сегодня, когда заповеди «Возлюби ближнего своего…» все чаще предпочитают ненависть ко всему инородному.

Лариса Малюкова,
«Новая»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera