СюжетыОбщество

Не держитесь за руки

В Международный женский день 8 марта около 50 человек в центре Москвы вышли на акцию солидарности с Надеждой Савченко

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2016
Читать
В Международный женский день 8 марта около 50 человек в центре Москвы вышли на акцию солидарности с Надеждой Савченко

Участники стояли вдоль тротуара, образовав живую цепь в районе Триумфальной площади. В Тбилиси на днях такая цепь и по такому же поводу растянулась на 7 километров.

Постоять молча, без плакатов, держась за руки, москвичи успели не более 10 минут. После чего появились сотрудники полиции и сообщили в мегафон, что акция не согласована и надо разойтись. Затем задержали всех мужчин, а за ними, будто опомнившись, и женщин. 35 человек развезли по трем ОВД Москвы. Из двух позднее отпустили после так называемой «профбеседы», а вот в ОВД Тверского района решили «отработать по полной».

Сначала в ОВД не пускали правозащитников. Дежурный четко и громко отвечал, что он никого не пропустит на основании Закона о Российской Федерации.

Дожидаясь возможного послабления со стороны полицейских, я наблюдала за жизнью ОВД — вот пьяный мужик сидит, протрезвеет — пойдет домой. «Бьет свою восьмидесятилетнюю мать, но сделать мы ничего не можем, заявление на него она не пишет», — с сожалением сообщил мне сотрудник ОВД. Заводят бабулю с ведром тюльпанов. Бабуля плачет, ясно, что задержана за незаконную торговлю. Я успеваю подумать — «вот изверги», но тут полицейские говорят: «Баба Нюра, идите домой. Только чтоб сразу домой! Без всяких там!»

Изучение «будней полиции» заканчивается — меня пускают к нашим. Всем им оформили сразу по две статьи: одну «штрафную» — за нарушение порядка проведения митинга (штраф до 20 тыс. или обязательные работы), и вторую, «арестную» — за невыполнение законного требования сотрудника полиции (арест до 15 суток). Причина понятна: хотят оставить людей на ночь в отделении. Позже с большим скрипом отпускают тех, кто имеет справки об инвалидности. Остальные настолько «опасны», что отпускать их до суда не будут. В воспитательных целях, чтоб впредь неповадно было.

Далее как обычно. Отпечатанные на принтере рапорты, до запятой одинаковые для всех 15 человек, переписанные с них протоколы, грубость и агрессия со стороны стражей правопорядка.

Одна из задержанных — молодая девушка — получила при задержании травму руки и требует от полицейских принять ее заявление на медосмотр. Полицейские говорят — хорошо, пойдемте с нами вниз, в дежурную часть, подадите там заявление. Она не хочет идти туда одна, и я иду с ней. Спустившись вниз, подходим к окошку дежурной части, вдруг ее быстро вталкивают в дверь справа, куда «посторонним вход воспрещен». Пытаюсь пройти за ней, меня технично отсекают, и железная дверь захлопывается. Из-за двери я слышу ее крик: «Пропустите защитника!», и крик сотрудника в ответ: «Вы задержаны!» Позже девушку возвращают наверх, так и не приняв от нее никакого заявления. А еще позже она вместе с остальными отправляется на ночь в камеры ОВД.

Через такие процедуры ежегодно в Москве проходят тысячи человек — задержанные на улицах, площадях и в парках, с плакатами и без, женщины и мужчины, молодые и старые. Объединяет все эти случаи только одно — эти люди в чем-то не согласны с властью и дают ей это понять мирно. Но, видимо, даже держаться за руки, думая при этом «неправильно», у нас нельзя.

Александра БУКВАРЕВА, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow