СюжетыЭкономика

Миф РОПЕК

Конспирологическая версия создания «нефтяного картеля» была подана государственными СМИ как очередная историческая победа Кремля

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2016
Читать
Конспирологическая версия создания «нефтяного картеля» была подана государственными СМИ как очередная историческая победа Кремля
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

«У России есть шанс получить контроль над 73% мировых запасов нефти и кардинально изменить геополитический ландшафт мира» — такой вывод сделан в статье, которая недавно была опубликована на портале Business Insider. Россия, считает автор публикации, в условиях нефтяного кризиса начинает все более явно играть роль лидера в формировании нового картеля, который придет на смену ОПЕК. Достичь таких сдвигов якобы удастся за счет сближения с Саудовской Аравией, чьи отношения с США начали портиться после снятия санкций с Ирана, а также благодаря военной помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ (эта организация запрещена в РФ). Кроме того, «Москва подрывает влияние Америки», призывая отказаться от долларовых расчетов при торговле нефтью и вместо этого использовать национальные валюты. Новость о грядущем дипломатическом триумфе России незамедлительно подхватили некоторые отечественные СМИ.

Реальным поводом для подобных спекуляций послужила встреча между министром энергетики РФ Александром Новаком и представителями Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы 16 февраля. Тогда четыре министра предварительно договорились заморозить добычу на уровне января 2016 года и продолжить обсуждение мер по стабилизации рынка в будущем. Затем, в начале марта, Новак заявил, что 15 стран, контролирующие 73% добычи нефти, публично поддержали предложение по заморозке. Правда, к такому шагу явно не готов присоединиться Иран, который только начинает наращивать добычу после снятия эмбарго, но Новак и без того счел остальных игроков «критической массой». Могут ли объединенные силы России и стран ОПЕК (РОПЕК) раньше времени завершить эпоху низких цен на нефть?

Эксперты, опрошенные «Новой газетой», уверены, что такие оценки — не более чем полет фантазии.

«Без США любые договоренности такого рода недействительны. Более того, есть сложная ситуация с Ираном: фиксация добычи, если и произойдет, то только на последующем уровне, то есть после наращивания объемов. Поэтому о какой-то более крупной организации, чем ОПЕК, говорить явно преждевременно», — считает доцент РАНХиГС, экономист Иван Капитонов.

Любые попытки манипулировать нефтяным рынком подавляются мощной конкуренцией со стороны сланцевых производителей: рост цен до $40–50 за баррель мгновенно спровоцирует новый виток увеличения добычи в США, и котировки вернутся на прежний уровень. Члены ОПЕК это понимают, поэтому вряд ли рассчитывают на значительный эффект от своих действий. Более того, январский уровень добычи является пиковым для многих стран, а значит, заморозка этих объемов, очевидно, не самое прорывное решение.

Сегодня нефтедобыча американских компаний находится на уровне ведущих традиционных производителей нефти, России и Саудовской Аравии, и составляет приблизительно 10 млн баррелей в сутки. Падение цен со $115 до $30 за баррель привело к снижению уровня инвестиций, уменьшению числа буровых установок и сокращению физических объемов добычи в США, но не остановило процесс снижения себестоимости. Пока сланцевые технологии идут вперед, критическая цена для американских компаний продолжает снижаться.

«По последним данным Энергетического агентства США, некоторые американские производители готовы продолжать добычу и при $20 за баррель. Сланцевая революция продолжается, и мы еще долго будем оценивать ее последствия», — говорит Капитонов.

Договориться между собой традиционные производители нефти, может, и в силах, но убедить в чем-то независимые американские компании им вряд ли удастся. Верхний порог стоимости нефти будет определять динамика именно сланцевых производителей, а влияние нефтяных картелей на ценообразование сегодня близка к нулю, считает советник по макроэкономике «Открытия-брокер» Сергей Хестанов. Причем такая тенденция наметилась уже давно. «Первое крупное фиаско ОПЕК, после которого организация стала стремительно терять свой вес, — это 1985 год, когда министр нефти Саудовской Аравии заявил, что страна будет бороться за свои позиции на рынке», — объясняет эксперт. Цена на нефть в течение 1985 года рухнула в 4 раза.

Определенное психологическое воздействие на инвесторов новости о переговорах ОПЕК все же оказывают: с ними, как и с данными о сокращении добычи в США, связан рост котировок до $40 за баррель в последние дни. «Если вынести политику за скобки, то есть расчеты, по которым равновесная цена, приемлемая для большинства участников рынка, — $40–45 за баррель», — говорит Хестанов.

Прогноз Капитонова не сильно отличается от этих цифр: волатильность в пределах $40–49 за баррель. При этом фундаментальные факторы, обрушившие рынок полтора года назад, продолжают действовать по сей день. Новую попытку развернуть ситуацию в свою пользу страны ОПЕК предпримут, скорее всего, 20 марта в Москве — впрочем, шансы увидеть громкую геополитическую победу Кремля ничтожно малы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow