СюжетыКультура

Не золото, но блестит

Про мелодраматический клубок страстей в нефтяном Эльдорадо

Этот материал вышел в номере № 26 от 14 марта 2016
Читать
Про мелодраматический клубок страстей в нефтяном Эльдорадо
Изображение

Телесериал:

Жанр и действующие лица:

Кто придумал:

Кто участвует:

Продолжительность:

Читаем в новостях:

Начало 2010‑х. Молодая пара из Флориды, Билли и Коди Лефевр (Чейс Кроуфорд и Ребекка Риттенхаус), узнают, что в городе нефтяников Рок-Спрингс, штат Северная Дакота, разбогатеть могут все — даже те, кто не занимается нефтедобычей. Подобно многим соотечественникам, супруги устремляются туда. Они хотят открыть прачечную, и потому все сбережения вложили в стиральные машины. Но по дороге автомобиль переворачивается, стиральные машины — всмятку. Так что в город мечты они прибывают ни с чем. Коди, недоучившийся фармацевт, начинает работать в аптеке, а Билли устраивается на одну из нефтяных скважин, которые принадлежат местному магнату Хэпу Бриггсу (Дон Джонсон). В первой же серии Коди случайно узнает, что Бриггс хочет купить участок, где может быть нефть. Одолжив деньги, Лефевры успевают первыми, а затем перепродают участок Бриггсу. Теперь у них уже есть миллион…

Город Рок-Спрингс придуман сценаристами, а вот недавний нефтяной бум в Северной Дакоте — реальный факт. Собственно, нефть здесь нашли еще в 1951 году, однако в течение полувека разработка богатых месторождений считалась нерентабельной. Все изменилось в начале третьего тысячелетия: одновременно подскочили цены на нефть и усовершенствовались технологии наклонно-горизонтального бурения. Бизнес стал выгодным. И поскольку нефти тут было много, многие бедные городки в бедном штате стали похожими на Блэк-Хилс или Клондайк времен золотой лихорадки. Нищий фермер, вытянув счастливый билет, в одночасье мог превратиться в зажиточного рантье, а то и в миллионера. Исчезла безработица: даже те, кто торговал хот-догами в поселке нефтяников или стоял на кассе в супермаркете, зарабатывали больше, чем менеджер в Нью-Йорке.

Понятно, что в Северную Дакоту хлынули не только законопослушные граждане, но и авантюристы. Мужчины неопределенных профессий сколачивали тут состояния прямо из воздуха, женщины нестрогого поведения зорко наблюдали за везунчиками, а шерифы сбивались с ног, пытаясь (безуспешно) вернуть своим городкам былые тишину, порядок и уют. Авторы телесериала попытались запечатлеть, хотя бы мимоходом, наиболее колоритные детали эпохи нефтяного бума.

По сути, «Кровь и нефть» — эдакий современный «Дедвуд»: тесное переплетение «производственных» и криминальных эпизодов. В Рок-Спрингсе процветают подпольные букмекеры; Кесс Из (Кестон Джон), хозяин закусочной на колесах, подвержен игромании и скоро начнет подрабатывать продажей наркотиков. Бриггс-младший, беспутный Вик (Скотт Майкл Фостер), под покровом ночи украдет цистерну папиной нефти и наставит пистолет на родного отца. Тот, впрочем, и сам не без греха: подкупив чиновника, Бриггс-старший получит доступ к секретному отчету геологической службы с точной картой залежей. За отчетом будет вести охоту разведка Саудовской Аравии. За Хэпом начнут следить ФБР, чтобы посадить магната за потворство коррупции, и его первая жена Энни (Лолита Давидович), мечтающая поквитаться с экс-мужем самым болезненным для него способом: урвать себе часть его высокодоходного бизнеса.

Молодой Билли Лефевр теряет свой идеализм уже к концу первой серии, когда Хэп, пользуясь неопытностью героя, бессовестно его облапошивает и советует (не без легкой издевки над неофитом) учиться искусству бизнеса: мол, не обманешь — не победишь. Билли усвоит урок: «Каждая сделка становится возможностью кем-то воспользоваться, а возможность — шансом кого-нибудь надуть». На протяжении сериала герой будет не раз соперничать с учителем и однажды превзойдет его. Но выигрыш в бизнесе дорого обойдется самому Билли. Научившись жить по новым правилам, он перестанет быть тем, кого раньше любила Коди, и едва не потеряет ее.

«Кровь и нефть» — не только про бизнес и про криминал; это еще и мелодраматический клубок страстей, которым подвержены многие персонажи. Дочь Хэпа, Лейси (Миранда Рэй Майо), заводит роман с шофером отца Менендесом (Адан Канто), не подозревая, что тот — промышленный шпион. Внучка фермера Ландигрина, геолог Эмма (Пейтон Лист), влюблена в Билли, а доктор Алекс Уайт (Дж.Д. Пардо) положил глаз на Коди. «Нефть — единственное, что ты любишь, и, наверное, единственное, что любит тебя в ответ», — с горечью скажет Вик Бриггс своему отцу и ошибется: Хэпу тоже не чужды нормальные человеческие чувства. Женатый на холодной красавице Карле (Эмбер Валлетта), нефтяной магнат продолжает любить бывшую пассию, владелицу бара Джулс (Индия де Бефорт), у которой теперь роман с Виком. Конфликт отца и сына приобретает новый драматический оттенок, и в финале уже старший будет целиться из пистолета в младшего…

Хэп Бриггс отлично вписывается в ряд современных «амбивалентных» персонажей, то притягательных, то отталкивающих. Хэп — нефтяник от Бога, он буквально «чувствует» месторождения, но не гнушается краденой инсайдерской информацией. Он — талантливый бизнесмен, и он же — талантливый преступник. Хэп без сожалений и колебаний может пустить по ветру того, кто вчера спас ему жизнь, но может простить того, кто недавно угрожал ему убийством.

Актер Дон Джонсон, которого двадцать лет назад прославил полицейский сериал «Детектив Нэш Бриджес», теперь получил роль иного плана: его магнат Бриггс ничуть не напоминает копа Бриджеса, зато временами смахивает на другого телебизнесмена — жестокого техасского нефтепромышленника Дж.Р. Юинга (Ларри Хэгмэн) из придуманного Дэвидом Джейкобсом сериала «Даллас». Эта «долгоиграющая» история, известная далеко за пределами США, продержалась в эфире 14 сезонов (1978—1991), а затем выдержала трехсезонный ремейк (2010—2012). Судя по тому, что поначалу предполагалось сделать вторым шоураннером «Крови и нефти» продюсера ремейка «Далласа», сами авторы были не прочь намекнуть на внутреннее сходство двух сериалов. Более того: возможно, Джош Пейт и Родс Фишберн надеялись создать более энергичную и динамичную версию старой «мыльной оперы». Однако дальше намерений дело не пошло. Несмотря на грамотно выстроенный сюжет и отличную игру Дона Джонсона, аудитория канала ABC отреагировала вяло. Уже во время демонстрации первых четырех серий рейтинг был невысок, улучшения показателей не последовало и дальше. В результате первый и единственный сезон был сокращен с 13 до 10 серий. Финал оказался несколько слащавым, но, к чести создателей «Крови и нефти», они все же сумели не оборвать повествование на полуслове, а логично завершили все сюжетные линии — и любовные, и детективные…

Возможно, авторам сериала даже повезло, что его закрыли. Работа над проектом «Крови и нефти» началась еще семь лет назад, когда нефтяной бум был в разгаре, а на телеэкраны сериал вышел уже в конце 2015 года, когда мировая экономическая конъюнктура сильно изменилась. Нефть стремительно подешевела. В феврале 2016 года цена на некоторые сорта из Северной Дакоты вообще упала ниже нулевой отметки. Чудо кончилось. Карета стала опять тыквой, скакуны — мышами, а Золушка вернулась на кухню.

Любителям позлорадствовать хочу напомнить, что в России это чудо кончилось тоже. Хотя сериалов про такое здесь уж точно не снимут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow