Сюжеты

Счет — в банке данных

Команды студентов вычислили формулу, по которой чиновники превращают бюджетные деньги в личный пиар

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 27 от 16 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Политика

Кирилл Мартыновредактор отдела политики

Российские студенты посчитали, какие темы и издания чиновники считают «социально значимыми». Оказалось, что проще всего получить госфинансирование, если много говорить о патриотизме. А почти все госконтракты со СМИ связаны с самопиаром чиновников

Российские студенты посчитали, какие темы и издания чиновники считают «социально значимыми». Оказалось, что проще всего получить госфинансирование, если много говорить о патриотизме. А почти все госконтракты со СМИ связаны с самопиаром чиновников.

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина и Высшая школа экономики провели IT-мероприятие, посвященное журналистике данных, — первый для России хакатон в этой сфере. Хакатон — это форум, на котором специалисты в области программного обеспечения вместе выполняют какую-то задачу, например, анализируют массив данных или создают систему защиты от взлома. На мероприятии, прошедшем под патронажем КГИ, программисты выясняли объемы государственного финансирования в СМИ. Участники хакатона будут исследовать данные из госконтрактов, документы о субсидиях, гранты, базу данных ресурса КГИ «ГосЗатраты» и другие источники. В команды входило от двух до четырех человек, всего в мероприятии участвовало свыше ста участников — большинство из них были студентами.

Победителем хакатона стала команда «Где деньги, Зин?» (Александр Кукушкин, Софья Савина, Елена Темченко). Они анализировали, какие темы чиновники Федерального агентства по печати и массовыми коммуникациям (Роспечать) считают социально значимыми — под них СМИ получают от государства ежегодные субсидии.

Анализ данных показал следующее. Во‑первых, хотя, по данным социологов, патриотами считают себя большинство граждан России, государство продолжает тратить большую часть субсидий именно на поддержку «социально значимого» патриотизма. Во‑вторых, значительная часть «социально важных тем» связывается у чиновников с памятными датами — 2015 год был Годом литературы и семидесятилетия Победы, эти темы и были просубсидированы. Третий вывод — среди «социально значимых» появляются откровенно конъюнктурные темы, например «развитие Крыма». И наконец, как отмечает лидер проекта Александр Кукушкин, государство гораздо с меньшей охотой тратит деньги на темы, связанные с новыми технологиями и вообще с развитием общества, — социально значимое, по мысли чиновников, в основном сосредоточено в прошлом (см. диаграмму 1).


1. Социально важные темы по версии государства: число грантов и суммы

На популярном IT-сайте habrhabr.ru Кукушкин подробно описал методологию работы команды. Отталкиваясь от скудных отчетов Роспечати, которые включали в себя только название получателя субсидии и название проекта, команда искала финансовую информацию в Реестре соглашений о предоставлении субсидий федерального бюджета. Результаты этой работы были сведены в несколько диаграмм. Попутно исследователи обнаружили ряд довольно странных изданий, на поддержку которых государство тратит деньги.

Так, газета «Краснинский край» (Смоленская область) получила 600 тысяч рублей на социально значимый проект под названием «Пусть славится в веках родной наш Красный», в рамках которого рассказывается об опыте выращивания арбузов. Газета «Рассвет» (Калужская область) ту же сумму получила за проект, включивший в себя рассказ об успехах местной агрофирмы ООО «Калужская Нива». Белгородский молодежный журнал «ОнОнас», рассказывающий о том, как правильно делать рывок гири от груди, получил 484 тысячи рублей бюджетных средств.

Победители хакатона на этом не остановились и добавили в свое исследование вторую часть. Теперь они анализировали не только гранты Роспечати, но и госконтракты со СМИ. Команда Кукушкина взяла базу госконтрактов, представленную на сайте clearspending.ru, и выделила те, в которых встречаются слова «имидж», «пропаганда», «воспитание» и «популяризация». Проверили, какие коды ОКПД (общероссийский классификатор продукции по видам деятельности) чаще всего встречаются в списке, и обобщили их с помощью реестра кодов. Затем снова взяли реестр СМИ Роскомнадзора, из которого получили ИНН всех издательств (примерно 32 тысячи), скачали для каждого из них данные из clearspending.ru и оставили только контракты за 2015 год с одним из отобранных кодов ОКПД. У команды осталось примерно три тысячи контрактов, которые нужно было классифицировать.

Главный вывод исследователей таков: «В контрактах встречаются заказы на пропаганду толерантности, здорового образа жизни, достижений в сельском хозяйстве, однако большая часть заказных статей СМИ направлена на самопиар государственных органов». (См. диаграмму 2.)


2. Госконтракты со СМИ: почти все потрачено на самопиар чиновников

«Я не журналист и журналистику данных рассматриваю как часть деятельности, связанную с открытыми данными. Идею готовить работу по теме социально значимых медиа подсказала Софья Савина, — рассказал Александр Кукушкин. — У меня некоторое время назад был другой социальный проект: в нашей лаборатории анализа данных мы создали базу данных аптек, в которых превышены цены на жизненно важные лекарства. Этой базой потом заинтересовался Минздрав».

На факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики говорят, что журналистика данных и подобные проекты — это будущее профессии. Каждый журналист должен владеть навыками программирования и уметь работать с большими массивами данных. Тогда они смогут давать читателям более точную информацию — например, о том, как на самом деле работает государство.

 

В сентябре 2016 года в НИУ «Высшая школа экономики» откроется новая магистерская программа «Журналистика данных». Изменения в мире СМИ привели к трансформации старых и появлению новых специальностей. «Журналистика данных» (Data journalism) начала формироваться на волне технологического прорыва, в результате которого в интернете появилось большое количество открытой информации и баз данных о компаниях, недвижимости, государственных расходах и многом другом.

Одновременно получило распространение программное обеспечение, позволяющее быстро и легко систематизировать эти данные и оборачивать их в мультимедийный журналистский материал — текст и инфографику.

В преддверии открытия новой программы ВШЭ совместно с Комитетом гражданских инициатив провели так называемый хакатон — двухдневный форум, где команды студентов, используя современные технологии, должны были проанализировать большие массивы информации, а затем представить результаты в виде мультимедийных проектов. Победила команда, исследовавшая финансирование социально значимых тем в СМИ. Работа с открытыми источниками позволила им показать различия между темами, которые волнуют общество, и темами, которые фактически финансирует государство.

Роман АНИН,
редактор отдела расследований «Новой газеты»,
член жюри хакатона

 

P.S. В Роспечати прокомментировали ситуацию с поддержкой социально важных тем. «Денежные средства из федерального бюджета Экспертный совет Роспечати может распределять только на основании заявок, представленных редакциями СМИ. То есть, тему патриотизма выбрали для отражения на своих страницах сами средства массовой информации, направив в Роспечать столь обильное количество заявок, что тема стала лидером среди других приоритетных.
 
Это обусловлено также тем, что в 2015 году мы отмечали 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, в Роспечать поступило более 100 заявок на реализацию проектов по этой теме. Следует отметить, что 78 % всех поддержанных печатных СМИ – это региональные газеты и журналы. Судя по представленным ими заявкам, в их понимании патриотизм — это не только возвышенная «Любовь к Родине», но и любовь к родному посёлку или городу, его жителям, к благоустроенному парку или чистому подъезду — в целом, к комфортной среде обитания», — рассказали в Роспечати.
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera