КолонкаПолитика

Яйца вместо стечкиных

Имиджу чеченского руководства нанесен непоправимый ущерб

Этот материал вышел в номере № 28 от 18 марта 2016
Читать
Имиджу чеченского руководства нанесен непоправимый ущерб
Изображение

Только за одну неделю они напали и избили шестерых журналистов (включая иностранных), одного ингушского водителя, двух российских правозащитников; разнесли три офиса Сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток» (один в Ингушетии, два в Чечне, в том числе квартиру убитой в 2009 году чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой). На политика Илью Яшина и журналиста «Новой газеты» были поданы заявления о клевете с мотивировкой: в лице оклеветанных Рамзана Кадырова и спикера чеченского парламента Магомеда Даудова пострадал весь чеченский народ, потому что Кадыров и Даудов — это, видимо, и есть народ.

Апофеозом этой активности стало хамское выселение члена СПЧ, руководителя «Комитета по предотвращению пыток» Игоря Каляпина из пятизвездочной гостиницы «Грозный-Сити» за «нелицеприятные высказывания в адрес главы Чечни». За выселением, в котором участвовал лично директор гостиницы, последовало хулиганское нападение на правозащитника с использованием в основном женского персонала гостиницы и молодых людей в масках, закидавших Каляпина тортом, зеленкой и хосиюртовскими яйцами (именно в этом селе находится единственная птицефабрика в республике).

Из поста правозащитника в фейсбуке прямо следует, что Каляпин, лично приехав в Грозный после нападения на своих сотрудников и журналистов, реально просчитывал более серьезные варианты расправы. Вплоть до крайней. Потому что Игорь Александрович прекрасно понимает: всем своим поведением за те шесть лет, что его группа работает в Чечне, он много раз перешел красную линию. Как прежде это делали Политковская и Эстемирова. Тем не менее за все эти годы Каляпин ни на йоту не отступал от своих принципов, которые доступно изложил Рамзану Кадырову в ходе их первой многочасовой встречи в 2010 году.

Рамзан Ахматович, чья любимая поговорка «кто не понял, тот поймет», так сам ничего и не понял. Не понял, что имеет дело с человеком, который готов пойти до конца. Не понял, что насилие не всегда порождает страх. Иногда именно насилие страх убивает.

Нападение на руководителя комитета стало кульминационным моментом шестилетнего личного противостояния Кадырова и Каляпина. Оно обострилось в декабре 2014 года, и с тех пор репрессии против правозащитника и его соратников неуклонно шли по нарастающей. Задерживали, предупреждали, судились, сжигали, громили. Каляпин все равно пер, как Т-34. И вот — финал, за которым следят все, нервы на пределе, особо впечатлительные зажмурили глаза…

Торт (в Чечне делают удивительно вкусный бисквит), зеленка и яйца превратили эту драму, готовую стать трагедией, в неприличный фарс. Имиджу чеченского руководства, в котором важными элементами всегда были золотые стечкины, был нанесен непоправимый ущерб. И нанес его вовсе не Каляпин. Я бы даже сказала, что Каляпина использовали в качестве «идеального оружия» для того, чтобы ударить по этому имиджу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow