СюжетыОбщество

Цыганочка с выходом за пределы допустимого

Репортаж с места коммунально-национального конфликта в Тульской области

Этот материал вышел в номере № 28 от 18 марта 2016
Читать
Репортаж с места коммунально-национального конфликта в Тульской области

В четверг в поселке Плеханово Тульской области случилось ЧП. Накануне кто-то позвонил в газовую службу и сообщил, что цыгане, компактно тут проживающие, снова незаконно делают врезки в газовую трубу. По одной из этих врезок в трубу попала вода.

На место выехали сотрудники «Газпром газораспределение Тула», которым цыгане оказали яростное сопротивление, не допуская их в жилища. Прошел слух, что в поселок стянуты силы, чтобы сносить цыганские дома. Цыганские женщины пошли с палками к зданию администрации. Полиции пришлось выставить оцепление. Собравшиеся начали жечь покрышки, кидали камни в технику и прибывших на место журналистов. Обещали устроить Майдан.

Случилось настоящее боестолкновение.

В четверг в 7 утра газовики начали ликвидацию незаконных врезок — под прикрытием экстренно введенных 500 сотрудников ОМОНа, СОБРа и внутренних войск. Они оцепили весь поселок, разбили даже полевую кухню. Личному составу была поставлена задача действовать «решительно и жестко», но этого не требовалось. Женщины быстро остыли. Одна из них долгие часы стояла на коленях перед омоновцами. (Правда, как мне позже объяснили, это была сильная колдунья (шувани) — и она вполне могла проклясть полицейских за это унижение. «Теперь они как минимум потеряют работу».)

Плеханово — по сути, окраина Тулы, на маршрутке от города минут десять, но дорога здесь заканчивается, под ногами грязная каша. Цыгане появились здесь еще в 60-х. С тех пор между ними и коренными жителями поселка длится нескончаемый конфликт.

Кто-то из «коренных» рассказал мне:

— У нас за домом было поле, мы утром встали однажды (это был 61-й год) — там четыре палатки стоят. Так они тут и появились.

В 2000-х цыгане начали уже капитально строиться, притом местные уверены, что незаконно. Цыганская застройка, судя по всему, действительно сомнительна. В 2014 году уже был суд по поводу самостроя, цыгане его проиграли. Сто двадцать домов теперь подлежат сносу, но сами цыгане утверждают: все из-за того, что администрация тянула с оформлением земли в собственность.

Около небольшого деревянного дома я встречаю седую женщину в шубе, у нее золотые зубы. Это Тамара, она одна из первых приехала в Плеханово.

— Мы с 63-го здесь живем, а что толку? Три года назад нас уже отключали от газа. Да и сейчас мы пару часов в день варим. Я первая переехала на эту улицу. Раньше как было: прошлый барон запрещал нам официально газ подключать, ругался, а я просила: сделайте законно! «Ты не цыганка, что ли?» Я гречанка по национальности вообще! Ладно, раньше был Советский Союз, все так жили, но сейчас цыгане стали новые, надо по-новому жить. Сейчас барон — его сын, Иван Григорьевич. У нас в поселке 600 домов, только 72 подключены по-правильному.

Замечаю, что стою на чем-то мягком. Мертвая кошка в грязи.

— Моего брата избили сегодня и еще троих, — продолжает Тамара. — Отвезли на суд — там или штраф, или на двое суток посадят! Второй день — как будто мы на Украине. Ни в одном таборе так не живут. У меня было пятеро сыновей, но одного русские наркоманы убили, ему было 16. Я никого не тронула — но их всех бог покарал.

Рядом с Тамарой вертится ее внучка Фатима:

— ОМОН не будет спокойно сидеть, еще собак привели! — по-взрослому важно говорит она. — Они издеваются, дурные ОМОНы, прокаженные.

По улицам ходят женщины, раздают договор на воду — видимо, экстренно пытаются узаконить эту сторону быта.

— А у нас и так ее нет, я из колодца тягаю, — отвечает беременная цыганка с сыном на руках. Ее подруга гордо вышагивает на десятисантиметровых каблуках по размякшей грязи.

— Пойдем покажу, как живем, — зовет она меня с собой. — У нее восемь детей, а газа и воды нет!

— Не зови ее! Иди, иди отсюда, не действуй на нервы, а я тебя сейчас так побью, мало не покажется!

Цыгане неохотно указывают на дом барона Ивана Григорьевича. Говорят, что не знают, где он живет. Или просто посылают в другой конец поселка. Дорогу мне показывают русские женщины, не из табора. Просто машут рукой в его сторону.

— А не проводите?

— Да бог с вами, нам здесь жить!

Мимо меня строем прошагали около сотни «космонавтов» с щитами — у них передислокация.

— Ушла в мирное время — вернулась, а тут война! — запричитала одна из женщин.

— Живут как при коммунизме, — подхватила вторая. — Почему с ними государство так возится?

Пенсионерки в пальто, наскоро запахнутых, одна успела нацепить валенки, другая как была — выбежала в шлепках. Не представляются своими именами — боятся. На своих соседей-цыган очень злы.

— Хватит меня снимать, а то придут и убьют. Они вчера кричали в камеры, что изобьют нас. В говне сидим — ни пройти, ни проехать. Больше суток без газа сидели из-за них: мы за них платим, а они — ни за что!

— Работают? Да что вы, пособия на детей получают.

— Понастроили домов без разрешений, такие машины у них!

— При Андропове они пошли работать, боялись его жутко. А сейчас у нас нет власти, что ли?

Поодаль от оцепления скучились солидные мужчины в пальто, в кожаных куртках — вокруг начальника отдела по работе с территорией Зареченского округа Тулы Сергея Скопцова и заместителя главы района Василия Чурикова. Он убеждает, что газовщики вчера пришли не перекрывать газ, а чинить.

Один из мужчин шипит на меня:

— Отойди, тебя женщины сейчас в клочья разорвут. Закопают в канаве.

— Но за что?

— Вчера тоже приезжали такие журналисты: говорят, наркотики мы продаем, агрессивные, а как нас бьют — не показали.

Скопцов просит мужчин осадить женщин:

— Скажи, чтоб не лезли. Хорошо, что вчера малой кровью обошлось.

Главная претензия цыган: их не предупреди, что трактор пригнали не перекрывать газ, а всего лишь починить трубу.

— Но теперь-то уже поздно, погорячились мы вчера немножко, — говорит грузный круглый мужчина про вчерашнее. Оказывается, это заместитель барона Борис, сам барон после вчерашнего побоища лежит дома, к нему приезжала скорая, лицо в синяках.

Чуриков убеждает решить все по-мирному. Чтобы официально провести газ, нужно для начала оформить землю — он зовет на пятницу мужчин по одному в администрацию с документами.

— Я с 2008 года пытаюсь газ провести. Проект на воздушку сделал, потом на подземку, 70 тысяч потратил. «Газпром» сказал мне: плати 560 тысяч, сам выкопай траншею, а мы трубу положим. В 2009-м нам обещали: будет президентская программа, потом проведем вам трубу к дому. Мы с 61-го живем здесь, сначала, правда, ходили гадали. А потом колхоз их подняли! Какие мы наркоманы? Из газа, что ли, наркотики делаем?

Борис объясняет, что основной источник заработка цыган: вахтовая работа, строительство дач и коттеджей. Говорит, что они все равно намерены оспорить действия газовиков.

— Как будто здесь Сирия, пришли к нам, — возмущается он. — Из соседнего поселка женщина рассказала: вчера с мужем подралась, звонит в полицию, а все менты у нас!

К нам пробиваются женщины и начинают верещать все вместе, разобрать, что они говорят, трудно.

— Эти люди попадут в ад, я читала молебен об этом!

— Правду только пиши про нас, мы же колдуем!

— У нас дети в школу ходят, только чтобы задание получить! В домах крысы бегают, а приезжает скорая прививку поставить — так при свечах приходится!

— Нас за людей не считают, как африканцы мы для них — черные!

— Скажи колбасе этой деловой наверху, пусть нам, как индейцам, резервацию здесь утроит. Последняя радость нам была — газ, и ту отобрали! — причитает одноглазый Меркан с золотыми зубами.

Со слов представителя администрации, если бы в среду цыгане не были так агрессивны, от газа их бы не отрезали, потянули бы с этим до мая. Теперь трубу, из которой цыгане качали газ, действительно заварили. Когда теперь в домах цыган Плеханова станет тепло — непонятно.

— Разбегайтесь все домой чай пить! — рявкнул на женщин Борис.

— А как пить, газа-то нет? — посмеивается одна.

— Самовар доставай!

Плеханово, Тульская область

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow