Сюжеты

Похороны Энтео, американский Ильф и Жан-Жаковская поэзия

Афиша. 18 — 25 марта

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 28 от 18 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ян Шенкманспецкор

Афиша. 18 — 25 марта

19 марта. Фильм Беаты Бубенец «Божья воля» в пространстве выставки «N-Teo». Центр творческих индустрий «Фабрика», зал «Оливье». Начало в 19.00

«Теперь я знаю, какую выставку буду громить следующей», — написал православный активист Дмитрий Энтео на своей странице «ВКонтакте». Хотя должен был, по идее, радоваться: не так часто его рассматривают в качестве современного художника, а не в качестве погромщика, наемного провокатора и городского сумасшедшего. Правда, при ближайшем рассмотрении художник он оказался так себе, слабенький и насквозь вторичный.

Организаторы выставки Денис Мустафин, Сергей Трощенков и Анна Бражкина собрали документацию всех его акций, фото, видео и так далее вплоть до твитов в Сети. Все помнят, как «Божья воля» громила работы Сидура в Манеже, но это не первая и не единственная их акция. Были похороны Ленина, был захват Дарвиновского музея… И хотя Энтео всей душой ненавидит группы «Война» и Pussy Riot, их влияние у него очень чувствуется. С той только существенной разницей, что он «за», а они «против». Он как бы их антипод.

Но есть и еще одно важное различие. У художников во всем мире принято отвечать за свои действия. Сидели венские акционисты, сидел Бреннер, сидели те же PR, сидит Павленский. Нарушил табу — сел. А тут мы видим прочную спайку с силовыми структурами, его, Энтео, личную симфонию с властью. Есть описание одной акции, где явно видно, что Энтео охраняет полиция. Акция согласована, вопросов нет. Очень своеобразная смелость — смелый, но подстраховался.

«N-Teo» — ни в коем случае не попытка оправдать лидера «Божьей воли», перевести из разряда погромщиков в деятели современного искусства. Скорее, скромные похороны, подведение черты под его нехитрыми манипуляциями. На этом с Энтео всё.

Выставка продлится до 20 марта.

 

21 марта. «День поэзии 2016, или Сплошные комплексы». Елена Исаева, Андрей Родионов, Андрей Василевский и другие. Театр.doc. Начало в 20.00

Всемирный день поэзии — своего рода выставка достижений, смотр лучшего, что сейчас пишется по-русски в стихах. Разумеется, в один день «День» не уместится и уместиться не может, мероприятия продлятся аж целый месяц — в Литературном музее, Электротеатре «Станиславский», Центральном доме литераторов, в Зверевском центре, клубе «Вермель» и других местах. Всего около 50 вечеров и акций. Выступят самые известные современные поэты, среди которых Евгений Бунимович, Юлий Гуголев, Тимур Кибиров, Герман Лукомников, Андрей Родионов.

О чтениях в Театре.doc рассказывает его организатор, поэт и драматург Родион Белецкий: «Мы начинали эти вечера еще в старом Доке, потом в новом, его ведь гоняют по всей Москве. А теперь вот продолжаем в новейшем, на Курской. У нас немного другая атмосфера, чем на традиционных поэтических вечерах. Никакого академизма и серьезности. Это связано и с нашими личными пристрастиями, и с публикой, которая привыкла к спектаклям, к игровой подаче. Люди смеются, живо реагируют и уж точно не относятся к поэтам как к богам и пророкам. Те, кто воспринимает поэзию со слоновьей серьезностью, — лучше не приходите».

Среди других событий «Дня» выступление Веры Полозковой в ЦДХ 25 марта, 29-го вечер «Москва и немосквичи» с Максимом Амелиным и Михаилом Айзенбергом в клубе «Дача на Покровке» и Жан-Жаковские чтения 30-го (это то самое кафе «Жан-Жак» на Никитском, где, по легенде, собирается оппозиция).

 

24 марта. Выставка «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях». Куратор Рома Либеров. Московский музей современного искусства

Впервые полностью выставлен архив Ильфа, документирующий их с Петровым знаменитое путешествие по Америке в 1935–1936 годах. Более ста фотографий, письма жене, открытки: «Дорогой Марусик, еще один небоскреб — Вулворт — это из более старых». И на обороте — собственно Вулворт, каким он был 80 лет назад. «Кругом гордо подымались из полуденного сумрака нью-йоркских улиц небоскребы, сияющие бесчисленными стеклами. Они стояли, как стражи города, вооруженные сверкающей сталью», — писали Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке».

«Эта книга, — говорит режиссер Рома Либеров, придумавший и создавший выставку, — впервые писалась ими раздельно, по главам. Ильф довольно плохо себя чувствовал, еще в Соединенных Штатах у него открылся туберкулез. В его письмах из Америки сквозит невероятная тоска: на четыре месяца оставлены жена и только что родившаяся дочь Сашенька, Александра Ильинична. Отсюда и такая бурная переписка. Но письма и другие экспонаты — это еще не все. Мои товарищи, стрит-арт-группировка ZUKCLUB, герои уличного искусства, распишут стены Музея на Тверском бульваре, чтобы воссоздать атмосферу Америки тех лет: американские дороги, пустыню Невады, Голливуд золотого века кино… А издательство Parallel Comics подготовило комиксы про реальных людей, которых Ильф и Петров встречали во время своего путешествия. Таким образом вы окажетесь как бы внутри книжки.

Снимая фильм «ИЛЬФИПЕТРОВ», вышедший три года назад, мы проехали по Америке, полностью повторив их маршрут. Самое удивительное, что отклонений от их ощущения Америки у съемочной группы почти не возникало. Вы можете убрать даты и имена, и вам покажется, что это о сегодняшних Соединенных Штатах. Идеологический крен в книге, конечно, есть, но минимальный. Нельзя забывать, что она с самого первого издания подвергалась серьезным цензурным нападкам, а в 1948 году была запрещена к печати. Главным образом за идеализацию Америки, хотя никакой идеализации там нет. Тут лучше всего подходит цитата из Довлатова о том, что люди меняют не страну, а одни печали на другие. «Одноэтажная Америка» — о людях в первую очередь. Поэтому она не стареет и не устареет, мне кажется».

Выставка продлится до 9 мая.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera