Сюжеты

Новый Бэтмен, Басманный суд и братание Шаова с дядей Жорой

Афиша. 25 марта — 1 апреля

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 31 от 25 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Афиша. 25 марта — 1 апреля

27 марта. Тимур Шаов. «Частушки-пофигушки, или Концерт накануне… 1 апреля!» Бард-клуб «Гнездо глухаря». Начало в 20.00
1 апреля. Ретроспективная программа «Наш Союз…». Театр «Золотое кольцо». Начало в 19.00

Шаов немного необычным образом решил отметить День смеха — ретроспективным концертом со своими перестроечными и постсоветскими песнями.

— Вообще-то это традиция, — говорит он. — Первого апреля мы каждый год стараемся делать большезальный концерт. Но будут не только старые песни, сыграем что-то совсем новое, вещи из последнего альбома «Один день дяди Жоры». Песня «Наш Союз» как раз оттуда. Жанр у меня юмористический и сатирический, легкий. И песня эта легкая, хотя тема очень болезненная. Но я считаю, что смеяться можно над чем угодно, кроме человеческой боли, бед и несчастий. Да, не всегда получается смотреть на то, что происходит в стране и в мире, с улыбкой. Поэтому некоторые песни — смех сквозь слезы, а некоторые — слезы сквозь смех. Очень напряженное сейчас время. Идет война, постоянно что-то взрывается, люди гибнут. Но это не значит, что мы должны завернуться в простынку и ползти по направлению к кладбищу. Те ребята, которые взрывают, во многом именно этого и добиваются — всеобщего страха, крика, депрессии.

В «Нашем Союзе» в конце есть такие слова: «Друзья мои, мы все начнем с нуля. Нам трудно будет снова побрататься. Мы побратаемся, нам некуда деваться с дурдома под названием Земля». Многие мне говорят и пишут: «Мы никогда не побратаемся, зря вы это поете». А я действительно так думаю. Рано или поздно это случится, другого выхода просто нет.

 

Антивоенная выставка/арт-кроссинг (НЕ МИР). Зверевский центр

Это итог нескольких передвижных выставок, которые уже прошли в Петербурге, Риге и Москве. Московский (НЕ МИР) закончился особенно ярко — полицейским задержанием, изъятием экспонатов и Басманным судом. Художников оштрафовали на суммы от 10 до 20 тысяч по статье 20.2 («организация несанкционированного мероприятия, передвижение между тремя домами с фотографиями»).

Выставлены будут уцелевшие объекты, картины, принты, а также рисунки, сделанные в зале суда прямо на протоколах и ходатайствах. Кроме того, на 26-е запланирован круглый стол на тему «Как говорить о войне в городе?». Ответа на этот вопрос сейчас не знает никто, чуть ли не каждый публичный разговор на антивоенные темы кончается задержаниями. Власть воспринимает даже самую безобидную антивоенную риторику как личный выпад против нее.

В результате пацифистский проект постепенно трансформировался в протестный. «Антивоенная тема, — говорит куратор (НЕ МИРа) Катрин Ненашева, — вынужденно сменилась темой войны власти против своих граждан, и прежде всего темой свободы собраний, на которую посягает пресловутая статья 20.2. Первичной оказалась война внутри, в головах, в телевизорах».

Но и антивоенная составляющая не утрачена. На выставке все желающие смогут написать письма и открытки на Украину и в Донбасс. Их доставит по назначению почтальон мира Варя Даревская, которая уже полтора года возит почту с добрыми пожеланиями по маршруту Россия — Донбасс — Украина и обратно.

Выставка продлится до 27 марта.

 

Выставка «Разные войны». Международный Мемориал

Канал «Россия 24» уже обвинил эту выставку в переписывании истории и пропаганде чуждых нам ценностей. На самом деле все немного не так. «Мемориал» выставил 14 учебников истории из России, Германии, Польши, Чехии, Литвы и Италии в тех разделах, где говорится о Второй мировой. И выяснилось, что буквально на все мы с европейцами смотрим абсолютно по-разному.

Куратор выставки Никита Ломакин объясняет:

— Взять, например, Холокост. Для Германии это главная национальная травма. У чехов он описывается как нечто, происходившее далеко от них и не имеющее к ним отношения. А в российских учебниках вообще нет четкого отношения к Холокосту. Многие учебники до сих пор придерживаются советского нарратива, который не выделяет евреев в качестве отдельной жертвы нацистов.

Или знаменитый пакт Молотова–Риббентропа. В России пишут, что это был вынужденный шаг со стороны Сталина, и не обсуждают его последствий для соседних стран. А для Литвы, которая была фактически аннексирована в соответствии с договоренностями Сталина и Гитлера, для Польши, подвергшейся нападению с двух сторон, с запада и с востока, главными являются, безусловно, последствия договора.

Наша цель — не выяснять, кто прав, это, видимо, вообще невозможно и приведет только к дальнейшим обидам. А продемонстрировать неоднозначность, многоголосие восприятий войны. Нужно учитывать чужую точку зрения, хотя бы знать, что она существует. Хотя для многих удобнее, конечно, не знать.

После Москвы «Разные войны» поедут в Петербург, Пермь, Екатеринбург и Кострому. А в Европе уже работает выставка-дублер, ее покажут в столицах остальных пяти стран-участниц.

В Москве выставка продлится до 30 апреля.

Подготовил
Ян ШЕНКМАН
 

Вышел в прокат фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». США. Режиссер Зак Снайдер
31 марта. Премьера документального фильма «Хичкок/Трюффо». Франция, США. Режиссер Кент Джонс

Спустя полвека после выхода книги Трюффо «Хичкок», затертой до дыр киноманами, историк Кент Джонс приглашает нынешних культовых режиссеров поразмышлять о наследии мастера. «Мы стали более радикальны как режиссеры, — говорит в кадре Скорсезе, — словно кто-то снял тяжесть с наших плеч и сказал: «Да, мы можем идти вперед». Фильм Джонса назвали объяснением в любви кино. Джонс бережно воссоздает легендарное событие, повлиявшее на весь ход кинематографа: восьмидневный (!) разговор 60-летнего классика и его молодого коллеги Трюффо, одного из создателей «новой волны», уже прославившегося картинами «400 ударов» и «Жюль и Джим». С помощью сохранившихся магнитных пленок, фотографий, документов, фрагментов фильмов мы погружаемся в опасный и восхитительный мир Хичкока. Самое любопытное — их разговор о лаборатории, в которой создавались хичкоковские шедевры: как благодаря спрятанной лампочке получился стакан «отравленного молока» в «Подозрении», как стеклянный пол передавал напряжение нервных шагов таинственного «Жильца»… Хичкок — рыцарь чистого кино. Ненавидящий заурядность, играющий на публике как на органе. Приговаривающий свое любимое: «Публика усядется поудобнее и скажет: «Покажи мне! Я же знаю, что будет дальше…» Но за этим наказом всегда будет скрываться мольба: «Обмани меня!»

Умная и ироничная работа Джонса как нельзя кстати напоминает о философии Хичкока: «Фильм должен быть рассчитан на 2000 лет, а не на «разовый прием». Хочется снова и снова пересматривать «Ребекку», «Веревку», «Головокружение», «Окно во двор», «Психо», действительно снятых на 2000 лет вперед. Киноафиша недели силится заманить в кинотеатр не только любителей кино-попкорна, но и синефилов.

 

Для фанатов зрелищного кино — энергичный комикс Зака Снайдера стоимостью в 200 миллионов долларов «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Фанаты ждали  эту главу из жизни вымышленной вселенной DC более 10 лет.

Все как обычно:  жители планеты привычно ищут спасителя и боятся его, абсолютная власть развращает абсолютно, безумные демоны выползают из преисподней. Сюжет весьма поучителен: пока супергерои, живущие в высокотехнологических пещерах, воюют друг с другом, над миром нависает новая страшная угроза, перед лицом которой они должны объединиться, чтобы вытащить из беды человечество. Мировая премьера фильма состоялась практически в дни терактов в столице Европы. И кажется, тень огненной франшизы нависла над миром. Но сколько ни пересматривают фанаты любимые кинокомиксы, их крылатые всесильные кумиры, сверхчеловеки из Лиги Справедливости, не только не спасают, но даже не подсказывают рецептов избавления мира от реальных угроз уничтожения.

Лариса МАЛЮКОВА,
«Новая»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera