СюжетыОбщество

Западный фронт

Москвичи опять блокируют стройки, протестуя против точечного строительства и уничтожения парков

Этот материал вышел в номере № 32 от 28 марта 2016
Читать
Москвичи опять блокируют стройки, протестуя против точечного строительства и уничтожения парков

К активистам Торфянки присоединились жители Тимирязевского района, где против защитников парка, по их собственным словам, застройщики применяют технологии, отработанные властью на оппозиционерах.

«С утра к стройплощадке в парке подъехал микроавтобус со стройматериалами. Жители перегородили ворота. Охранники стройки выстроились коридором, и защитники парка никак не могли им помешать. Пока жители разбирались с участковым, к чоповцам прибыло подкрепление в виде десятка здоровых мужчин в камуфляже. Они начали толкать и оттеснять жителей от въезда на стройку, заламывать руки, кидать их на землю. Среди дежуривших у парка большинство составляли женщины, в том числе пожилые. Всего около 10 человек, чоповцев было вдвое больше», — пишет в фейсбуке городской активист и оппозиционный политик Юлия Галямина.

Столкновение произошло 18 марта, на следующий день после того, как застройщик должен был встретиться с муниципальными депутатами, вставшими на сторону жителей. Но не встретился. В ходе потасовки крепкие мужчины так выкручивали одной из жительниц руку, что довольно сильно ее повредили. На место строительства прибыли «скорая» и полиция.

Дубки — это уютный парк на севере столицы, неподалеку от станции метро «Тимирязевская». С застройщиком, решившим возвести на его окраине 22-этажную высотку, местные активисты борются уже больше года, но лишь недавно противостояние перешло в горячую фазу. С начала марта у въезда на площадку круглосуточно дежурят люди, не пропуская строительную технику. После знаменитой Торфянки на востоке города это единственный случай, когда горожане, не дождавшись помощи чиновников, решились на самостоятельную блокаду объекта.

— Мы стоим по расписанию, всего человек пятьдесят, — объясняет Елена. Она дошкольный педагог, работает в частном садике прямо напротив стройки. Санкций собственного начальства, поддерживающего строительство дома, не боится: «Если меня уволят, чего я лишусь? Зарплаты в 20 тысяч? Я хороший специалист, найду место в два счета».

Проекты старого мэра

Ее напарница Оксана — агроном. Окончила Тимирязевскую академию.

— Подземный гараж, который значится в плане, приведет к подтоплению дубравы, у нас грунтовые воды слишком высоко и из-за похожего строительства пару лет назад уже погибла часть деревьев, а повторения мы не хотим, — говорит она.

В том, что строительство негативно повлияет на экологию парка, уверены и координаторы протеста. На сей счет есть даже заключение Университета природообустройства при Тимирязевской академии. Экологической экспертизе, которую со стороны застройщика проводила коммерческая компания, они не доверяют.

Судя по бумагам, которые удалось собрать «Новой», участок, прилегающий к парку площадью 6077 квадратных метров, был предоставлен в аренду ООО «Жилой комплекс «На Ивановской» еще в 2002 году. Тогда о высотке никто даже не догадывался.

В 2005 году проект планировки 71–72-го кварталов Тимирязевского района, на которых и расположен объект, был утвержден постановлением правительства Москвы. В нем он значится как «территория многоквартирной жилой застройки с высотой 35–55 метров, что в соответствии с планом строительного зонирования равняется 11–17 этажам (а не 22, как значится в актуальном проекте).

— По генеральному плану, участок, на котором собираются производить строительство, находится в зоне регулируемой застройки. Поскольку он непосредственно примыкает к парку, имеющему статус памятника садово-паркового искусства, — объясняет заслуженный архитектор и житель района Александр Косицын. — Строительство в буферной зоне законодательно ограничено социальными объектами, высотой даже не в 35, а всего в 20 метров. В конце нулевых мы подняли вопрос о качестве проектов лужковской поры, и городские власти с нами согласились, но проекты пересмотрены так и не были.

В итоге 18 сентября 2014 года Градостроительно-земельная комиссия приняла решение об оформлении документа, устанавливающего параметры строительства, Комитет по архитектуре и градостроительству выпустил приказ (от 10.11.2014) для размещения на спорном участке жилого дома общей площадью 30 000 кв. метров. В декабре 2015 года Комитетом государственного строительного надзора было выдано разрешение на строительство. Департамент природопользования в конце февраля 2016-го выдал порубочный билет на уничтожение 56 деревьев, в том числе 12 окружавших здание детского сада дубов, уничтожение которых и послужило поводом для протеста. 10 марта Мосгорстройнадзор подтвердил активистам, что вырубка была проведена на основании документа, выданного департаментом природопользования.

Оппозиция поневоле

— Формально у нас тут встреча с муниципальным депутатом, то есть со мной, — иронизирует зачинщица «бунта» Татьяна Михайлова. — Но и без депутатов больших проблем с полицией пока не было. Ведь у нас не митинг, что значит просить разрешения, а если мы просто встретились тут и остановились поговорить?

По профессии Михайлова — архитектор. О строительстве узнала от коллег.

— Друзья обратили внимание. Я стала выяснять параметры, и волосы встали дыбом — башня высотой в 75 метров! Вот и начала писать запросы, собирать людей.

Когда в декабре власти подписали последнее разрешение, Татьяна перешла к активным действиям. Через группу «Жители Тимирязевского района» в фейсбуке мобилизовала сограждан.

Де-юре, при наличии разрешения на строительство, компания вправе производить работы, а действия жильцов являются незаконными, но если бумаги выданы с нарушением, строительство можно опротестовать. Пока даже о временном моратории с застройщиком муниципальным депутатам не удалось договориться. На встречу с представителями компании 17 марта в префектуре бизнесмены не явились. По неочевидным причинам — авария электропроводки — гостиница «Молодежная», где должно было состояться открытое собрание жителей района, внезапно отказалась предоставить зал. Альтернативная площадка в здании управы оказалась слишком мала, чтобы вместить всех желающих. Накануне в интернете распространились слухи, что мероприятие собираются сорвать нанятые «статисты». Скриншоты объявления в Сети о сборе «желающих на массовку» за 500 рублей тут же были опубликованы в соответствующих группах. По телефону, указанному в объявлении, отвечает некий Сергей, ни про управу, ни про строительство он ничего не знает, людей набирает «на съемки».

— Против обычных граждан, защищающих свой парк, применяются те же технологии, что и против активистов Навального или Ходорковского, со всеми этими неожиданными отказами в помещении, подсадными сторонниками. И это очень дурной знак, — говорит защитница парка Юлия Галямина.

Обреченные на протест

Только после вмешательства префектуры активистам удалось выяснить имя застройщика — ООО «Ларус Капитал». 22 марта он обязался представить защитникам парка проектную документацию и тексты экспертиз. Впрочем, пока на руках у противников стройки документов по-прежнему нет.

«Единственный способ остановить безобразие — это массовый протест. Иначе городские власти не ударят палец о палец», — считает член политкомитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин. На митинг защитников «Дубков», состоявшийся 26 марта и собравший больше 700 человек, он пришел вместе с активистами Торфянки, решившими поддержать коллег.

— Всего объектов точечной застройки по проекту, принятому в 2005 году, должно быть 12. Одно строительство уже удалось отменить через суд, второе в работе , третье — Дубки, — объясняет архитектор Косицын. — Сейчас нужно говорить о том, что если план лужковского времени не будет отменен, то любой застройщик будет иметь основание, чтобы построить еще 9 высоток. Стало быть, «горячих точек» на карте района только прибавится.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow