Сюжеты

«Истина не в хозяйственном, а в сакральном»

Православные активисты хотят отсудить Исаакиевский собор в пользу РПЦ

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 33 от 30 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Общество

Нина Петляновасобкор в Петербурге

Православные активисты хотят отсудить Исаакиевский собор в пользу РПЦ


Фото: Ирина Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»

Справка

Исаакий — третий по посещаемости музей России, уступает только Эрмитажу и Петергофу. В 2015 году собор и его колоннаду посетили 3 млн 700 тысяч туристов. Ежегодно собор получает около 600 млн рублей от продажи билетов и регулярно перечисляет в бюджет города от 50 до 70 млн. В ближайшее время на реставрацию собора потребуется около 750 млн рублей.

 

В Петербурге вновь разгорается битва за храм, возведенный Монферраном: кому он должен принадлежать — государству или церкви? Ходоки от РПЦ, затеявшие тяжбу, собираются судиться с городскими властями. Губернатор пока молчит. Петербургские парламентарии готовы провести общегородской референдум по этому вопросу и депутатские слушания. Сам музей предпочел бы остаться в стороне, но православные активисты упорно втягивают его в конфликт.

28 марта инициативные христиане планируют обратиться в Смольнинский районный суд Петербурга с иском к городским чиновникам. Истцы намерены оспорить отказ Смольного передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ. Такое решение власти Северной столицы приняли еще в сентябре 2015 года, но недовольные им всполошились лишь сегодня. Православные активисты объясняют это так: ждали, пока администрация города сама передумает, но не дождались… и пошли в суд. Однако если в первый раз на храм Монферрана претендовала Петербургская епархия, то сейчас ходоки от церкви вообще-то не уполномочены ничего требовать.

Впервые представители РПЦ покусились на Исаакий в июле прошлого года. В письме Петербургской епархии на имя губернатора Георгия Полтавченко они просили изъять собор из ведения города, свернуть находящийся внутри музей и развернуть полноценный храм. Обращение вызвало бурную реакцию общественности. В течение всего трех дней около 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора церкви. Возмутились деятели культуры, историки, градозащитники, депутаты. Последние в августе даже обратились в Горизбирком с предложением провести референдум по данному вопросу среди петербуржцев. Избирком отказал по формальным причинам: допущены ошибки в оформлении документов и неточно сформулирован вопрос.

Читайте также:

В РПЦ пригрозили Смольному судом за отказ передать Исаакиевский собор

Но, к счастью, голосование и не потребовалось: под давлением общественности, не сразу, спустя почти два месяца, но Смольный отказал РПЦ. Чиновники сослались на экономическую нецелесообразность: мол, если согласиться на такой шаг, то расходы федерального бюджета лягут на город, а он этого не выдержит. Московский патриархат отреагировал незамедлительно: отказ незаконен, будем обжаловать. Но потом затаился. Никаких действий РПЦ не предпринимала до сих пор. О намерении судиться с городскими властями в конце марта объявили православные активисты, фактически поддерживаемые Петербургской епархией, но якобы независимые от нее:

— Церковь свое мнение в письме митрополита летом 2015 года высказала, и спрашивать заново нет смысла, — в интервью «Новой газете» пояснил один из авторов иска, руководитель фонда возрождения христианских ценностей «Священная Лига Святого Георгия» Сергей Егоров. — Если бы сейчас митрополит поменял свое мнение, он бы заявил, что он не согласен. Если бы он не хотел этого иска, он бы дал нам понять. Мы общаемся с отцом Александром Пелиным (глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петербургской епархии.Н. П.), для нас его поддержка равна одобрению владыки. Пелину мы сообщали о наших планах. Он нам не запрещал. Но не он инициатор этого процесса.

— Я лишь контролирую их, чтобы они не зашли далеко, но это их инициатива, а не моя, — откликнулся и сам протоиерей Пелин, один из ближайших сподвижников митрополита Варсонофия.

Чья бы инициатива ни была, в ближайшее время православные активисты развернут широкомасштабную кампанию в ее поддержку.

— Процесс стартует в апреле, — сказал «Новой» Егоров. —

Мы будем собирать подписи за передачу Исаакиевского собора церкви, проводить разные благотворительные акции, агитацию. Основной упор делаем на общественность. На то, что нас поддержат горожане. Мы поняли: для губернатора важно, чтобы было создано определенное общественное мнение.

Летом 2015 года мы обсуждали, чем мог быть вызван отказ? Пришли к мнению, что либеральная общественность проявила очень большую активность и организованность, и тот отказ был под ее давлением. Сейчас мы хотим привлечь внимание общественности и добиться, чтобы храм передали церкви. Мы понимаем, что процесс будет долгим, но мы полны решимости в этом году довести дело до конца. Все храмы в Петербурге уже переданы РПЦ. Вопрос по Исаакиевскому собору завис потому, что у него довольно большой бюджет, и нынешнее руководство, с нашей точки зрения, просто не хочет с этим бюджетом расставаться. Только этим вызвано такое упорство.

Однако Пелин, Егоров и их соратники тоже не чураются расчетов. Уже сейчас, до решения суда, они рассуждают, что, сделав бесплатным вход в храм для граждан РФ, можно оставить его платным для иностранцев, а также создать ОАО для ведения коммерческой деятельности.

— Пока рано говорить об этом, это еще предстоит обсудить с общественностью. Истина не в хозяйственном, а в сакральном, — подытожил Пелин.

Но что для кого сакральное — тоже вопрос.

Читайте также:

Декларация о приходах. РПЦ с политического благословения ведет кампанию по захвату имущества российских музеев

Новые притязания церкви вынудили петербургских депутатов задуматься не только о проведении общегородского референдума, но и об изменении законодательства, регламентирующего процесс передачи государственного имущества религиозным организациям. Парламентарии намерены предложить на федеральном уровне запретить передавать РПЦ здания, в которых на протяжении 25 последних лет находились учреждения культуры, а также объекты культурного наследия федерального значения.

 

Комментарии

Николай Буров,
директор Государственного музея «Исаакиевский собор»:

«Кто такие, эти православные активисты?»

— Это — хамское заявление. Кто выступает истцом? Кто такие, эти православные активисты? На сегодняшний день я знаю лишь, что это — малограмотные люди. Они очень плохо владеют русским языком. Подметное письмо, которое я от них получил, написано с громадным количеством ошибок. Осень и весна — трудное время для людей неуравновешенных. Это вам любой психиатр скажет. Но у нас свободное государство. Всякий волен апеллировать к суду. Что скажет ответчик — посмотрим. В данном случае музей — не ответчик. Ответчик — правительство города. Я не знаю, какой будет его реакция. Но я бы хотел большей защиты от государства, которому служу. Я ведь защищаю государственные интересы. Пока я четкой позиции не вижу, и мне досадно. Хочется, чтобы государство определилось на этот счет.

РПЦ не мешает музейный статус. В соборе по согласованию с епархией проходят богослужения — свыше 1000 в год. Хотя это и непросто. Музей имеет определенный график работы. Церковь имеет свой график работы. Мы стараемся совмещать интересы. К тому же музей берет на себя полностью все расходы, поэтому мы еще очень помогаем нашему приходу.

Я понимаю: в чужих руках все кажется толще. Эти люди думают, что они могли бы получать те доходы, которые имеет музей. Но они забывают о том, что музей — государственное учреждение, полностью подотчетное в своей деятельности. Это — крупный налогоплательщик и единственный музей в России, который вообще не получает денег из бюджета, сам себя содержит и все виды необходимых работ, даже реставрацию, проводит за счет заработанных средств.

 

Борис Вишневский,
депутат Законодательного собрания Петербурга:
«
Если по закону, то у православных активистов не должны даже принимать иск»

— Иск православных активистов не имеет ни единого шанса по нескольким причинам. Первая: нарушен общий порядок обжалования действий должностных лиц и органов. Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Прошло 6 месяцев. Срок давно пропущен.

Вторая причина: закон устанавливает, что обжаловать можно решения о передаче имущества религиозного назначения, а не об отказе в передаче. По поводу отказа надо обращаться в конфликтную комиссию, рассматривающую такие споры, и лишь потом — в суд. Со стороны РПЦ такого обращения не было.

Третья причина: обжалование в суде предполагает доказывание нарушения прав и интересов. Какие права и интересы «православных активистов» нарушены? Они раньше владели Исаакиевским собором? В городе больше негде помолиться? Кто-то мешает их свободе вероисповедания? Нет. Более того, Исаакиевский собор никогда не был приходским храмом. Никогда не принадлежал РПЦ. Строился на казенные средства, Священный Синод в то время являлся министерством, Церковь была частью государства. Нет никакого нарушения прав и интересов. В суд идти бессмысленно. Если по закону, то у православных активистов не должны даже принимать иск.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera