Сюжеты

Креативные и договороспособные

Чему учить сегодняшних школьников, которые начнут работать в 2020 году? Какие навыки им потребуются после окончания школы и вуза? Думает ли об этом школа?

Фото: «Новая газета»

Общество

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

Чему учить сегодняшних школьников, которые начнут работать в 2020 году? Какие навыки им потребуются после окончания школы и вуза? Думает ли об этом школа?


Фото: из архива

Накануне 46-й сессии Всемирного экономического форума в Давосе планировали обсуждать четвертую промышленную революцию. Но в январе 2016-го повестку дня не удержали: другие глобальные проблемы — миграция, финансовый кризис, безработица, климат — перевесили. Четвертая промышленная революция осталась на закуску. Но сессия все-таки сформулировала профессиональные навыки, которые потребуются сегодняшним школьникам через пять лет. И провозгласила: «Правительства, бизнес-руководители, учителя должны помочь людям найти свое место на рынке труда после 2020 года, оснастив их необходимыми навыками».

Вот новые навыки, которые потребуются от работника в 2020 году, по материалам ДЭФ-2016:

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving).
  2. Критическое мышление (Critical thinking).
  3. Креативность (Creativity).
  4. Умение управлять людьми (People management).
  5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others).
  6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence).
  7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making).
  8. Клиентоориентированность (Service orientation).
  9. Договороспособность (Negotiation).
  10.  Гибкость ума (Cognitive flexibility).


По нашей просьбе Алексей Олейников, учитель литературы школы «Ковчег ХХI», попросил старшеклассников посмотреть на эти навыки и подумать, владеют ли они ими, помогает ли школа их развивать, и кто, если не школа? И вот в редакции их сочинения.

Арсений Х.: «Из перечисленных навыков у меня есть умение взаимодействовать с людьми, формировать собственное мнение и принимать решения, договороспособность. Я не могу ответить точно, есть ли другие, потому что я пока не бывал в таких ситуациях, где нужно было бы проявить креативность, продемонстрировать гибкость ума и т.п.

Малую часть умений-2020 можно получить сейчас в школе. Навык взаимодействия, конечно, можно, потому что в школе мы общаемся с людьми разных возрастов (от первоклашек до учителей). На уроках-дискуссиях высказываем свое мнение, при этом пытаясь его аргументировать. Договороспособность можно развить и в школе, и в компании друзей — когда ты берешь деньги взаймы и говоришь, что вернешь завтра, и в семье, когда ты с братом договариваешься, что именно он пойдет гулять с собакой, а не ты». Арсения поддерживает Егор М.: «К моему сожалению, школа помогает мне развить новые навыки лишь частично: как правило, с помощью живого общения. В остальном вместо этого она ограничивается дозированным набором знаний и догм, которые соответствуют мнению и желаниям тех, кто и занимается обучением. Это далеко не всегда плохо, просто школа обучает знаниям, но не жизни — такова ее цель».

 «Самый главный метод — всестороннее саморазвитие и общение с как можно большим числом интересных людей (родители, друзья, знакомые, приватное общение с учителями). К моему сожалению, человеку в наше время очень сложно поспевать за постоянными и все ускоряющимися преобразованиями, в особенности же тому, кто учит других».  Это приговор Егора М.

А Владимир Г. все-таки за школу: «Школа помогает мне учиться формировать собственное мнение. В «Ковчеге…» действительно учат думать на уроках (в особенности на гуманитарных предметах). Чтобы быть в теме, нужно иметь собственную определенную позицию».

«Многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся, — пишет Аня Б., правда, дальше смягчается: — На многих уроках мне приходится иногда как следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель. Когда я тружусь над пониманием чужой идеи, развивается критическое мышление, потом я ее проверяю, оцениваю, развиваю и применяю. Так вырастает самостоятельное критическое мышление».

Иван В. тоже скептически смотрит на возможности школы: «В школе есть определенные рамки и условности, за которые нельзя выходить, они как раз и не позволяют развивать новые навыки. А тренировка договороспособности и умения управлять людьми идет за счет общения, а не за счет некоего заведения».

Многие уверены, что «новые навыки помогают развивать компьютер и всевозможные гаджеты» (Аня Б.). Лиза Г. тоже пишет: «Из всех перечисленных десяти навыков наиболее развитыми у себя я считаю критическое мышление, которому, безусловно, способствуют компьютер, мобильный телефон и прочие гаджеты». А Дмитрий Л. считает, что перспективные навыки дают видеоигры: «Многие игры сегодня требуют от игрока умения работать в команде, общаться, думать логически и тактически, а также знание иностранных языков, в основном английского. Многие люди, играющие в игры, знают английский лучше, чем те, кто просто учит его в школе. Этому помогают и общение с другими игроками, и озвучка на английском, которую игрок вынужден слушать из-за отсутствия русской. Умение коммуницировать с людьми, с которыми игрок даже не знаком, и планировать вместе с ними свои действия особенно ценно в кооперативных стрелялках и многопользовательских стратегиях в реальном времени. Поэтому в такого рода играх развивается такой перспективный навык, как взаимодействие с людьми, а также умение управлять людьми. Порой именно лидерские качества и способность взять ответственность на себя и приводят вашу команду к успеху, это то же самое, что и капитан в футболе и других спортивных играх. Человек не играющий теряет очень многое». Прямо Homo Ludens. Правда, Йохан Хёйзинг в «Человеке играющем» еще не мог иметь в виду компьютерные игры, потому что написал свой трактат рановато — в 1938 году, но можно ведь и дополнить классика.

Аня Б. рассказывает, что она развивает у себя креативность, и считает это качество важнейшим в будущем. «Я пока еще не определилась с профессией, но, считаю, кем бы я ни стала, мне этот навык не помешает. Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где, кажется, ее уже давно нет: ниша занята конкурентами, а они могут придумать что-то новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты. Креативность ученых — важный фактор человеческого прогресса. А инженер, дизайнер, рекламщик… Мне в этом уже помогает мое хобби — современные танцы. И каждый новый танец — это не только творчество, но и новые идеи. Надо удивить зрителя, привлечь его внимание не только хорошим исполнением, но и креативным подходом в постановках».

Старшеклассники пытаются оценить, какими навыками они уже владеют. «Я давно занимался изучением самого себя и составил о себе небольшой психологический портрет, стараясь быть как можно более честным по отношению к себе, — пишет Егор М. — В итоге я скромно полагаю, что обладаю критическим мышлением, креативностью, договороспособностью, умею формировать собственное мнение и принимать решения. Также не уверен насчет умения взаимодействовать с людьми, гибкости ума и общения с людьми. По этим пунктам, по своим собственным наблюдениям, я не достиг желаемых результатов».

«Таким навыкам, как клиентоориентированность, договороспособность, умение управлять людьми, — мне предстоит научиться», — пишет Аня Б. А Лиза Г. вообще не уверена, что всему можно научить: «Такие навыки, как клиентоориентированность, договороспособность и умение управлять людьми, мне кажется, зависят скорее от характера человека, от его харизмы».

Никита К. в себе уверен: «Что такое многоуровневое решение проблем, я не знаю, но решать проблемы любого уровня я умею. В школе постоянно что-то случается, и к этому нужно приспосабливаться. Так школа помогает развивать этот навык».

Даниил А. размышляет: «Я думаю, что у меня развит эмоциональный интеллект. Я могу понять, что чувствует любой человек. Почувствовать его эмоции. Ведь надо просто посмотреть в его лицо. И тогда все поймешь. Этому я научился сам. Думаю, также у меня присутствует договороспособность. Ведь когда я дрался с братом, всегда искал какой-нибудь повод договориться.

Конечно же, есть умение формировать свое собственное мнение и принимать решения. Я формирую собственное мнение по поводу этой темы и принимаю решение. Ну или я с кем-нибудь поссорился. А еще у меня есть умение управлять сестрой».

Старшеклассники школы «Ковчег ХХI» с удовольствием поразмышляли над перспективными навыками, предложенными мировыми экспертами. А вот учителям, как ни странно, говорить о них оказалось сложнее — мы пытались разговорить учителей разных школ, но не получилось. Выходит, что навыки, которые потребуются тем, кто начнет свою рабочую карьеру в 2020 году, совсем не близки школе, и если и формируются, то как-то случайно или вопреки.

Интересно, что десять навыков, актуальных сегодня, в 2016 году, и десять, которые станут актуальными через пять лет, отличаются более чем на треть. Так, активное слушание, которое сегодня на 9-м месте, эксперты не включили в топ-10 2020 года, зато эмоциональный интеллект, которого пока не было в первой десятке, займет к 2020 году 6-ю позицию, то есть будет необходим работникам разных областей.

Людмила Рыбина и старшеклассники школы «Ковчег ХХI»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera