Сюжеты

Свежий аромат нафталина

Департамент столичной культуры в поисках стратегии

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 33 от 30 марта 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Департамент столичной культуры в поисках стратегии


Сергей Собянин и Сергей Нарышкин в гуще народа. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Зачем все-таки затеяли Московский культурный форум? Чтобы, с одной стороны, продемонстрировать начальству, в каких крепких руках находится в столице культура, с другой — приобщить к этой культуре народные массы самым необременительным для них способом, то есть бесплатно. На открытие приехали первые лица. Герой праздника Александр Кибовский (с «подхода» к нему журналистов началось все действо); глава департамента культуры Москвы лично провел мэра и председателя Государственной думы по залам, рассказывая про бурный расцвет подведомственного ему творчества. Знаки внимания достались в основном лицам заслуженным — Собянин и Нарышкин фотографировались с Глазуновым на фоне его эпической «Вечной России», обнимались с Церетели, ободрили Марка Захарова и Александра Ширвиндта. Из простых смертных под приветствия попали ансамбль фольклорной песни и дети в русских народных костюмах. Речи на торжественном открытии форума напомнили ранний фильм Владимира Бортко «Голос», в котором у героя случилось психическое расстройство — вместо «здрасте» изо рта у него вырывались передовицы газеты «Правда». В гладкописи начальственной речи со скоростью необыкновенной мелькали цифры и факты: «весь исторический город отзонирован»; «тысяча культурных мест нанесены на карту, привязаны и проработаны»…

Но, в конце концов, нафталин для человека не смертелен. Вопрос в другом — полезен ли он культуре? В Большом Манеже за три дня 500 организаций провели 1300 концертов, презентаций, мастер-классов, кинопоказов, спектаклей. Как говорил Хрюн Моржов: «Мощно задвинул. Внушаить!» Но встает главный вопрос, возможно, неприличный в разговоре о культуре, но неизбежный в наше кризисное время. 46 тысяч человек, которые, по данным департамента культуры Москвы, посетили форум, — это много или мало, чтобы оправдать огромные затраты на разовое мероприятие? 2000 человек, записавшиеся в библиотеки, — это реальные будущие читатели? Объяснил ли им кто-то, что читательские билеты, полученные в придачу к здесь же выданным книгам, могут быть недействительны в библиотеке их округа? Информации, какая библиотека расположена по месту его жительства, у читателя не было. Большое панно — гордость департамента, — на котором мигали лампочками все культурные учреждения столицы, впечатляло их количеством, но практической пользы почти не имело.

Информация была самым слабым местом форума. Женщина пришла на мастер-класс Сергея Андрияки. Ищет на табло указания, куда идти — не находит. Бродит по залам до тех пор, пока не выясняется, что стенд школы акварели художника объединен с музеем Бурганова. К этому времени мастер-класс заканчивается. Как не вспомнить форум 2014 года, на котором было четкое деление: театральная зона, музейная, лекционная, и в каждой висело расписание, что, где, когда происходит.

Информационная какофония сопровождалась звуковой — гремел духовой оркестр, били барабаны, звучали оперные арии. Где уж тут расслышать, что говорит писательница Марина Степнова на встрече с читателями!

Но терпению и доброжелательности людей, работавших на стендах, не было предела. Они радостно общались с посетителями, пытаясь увлечь их новыми идеями, заинтересовать разнообразными программами, снабдить билетами.

Большой успех имел флешмоб в честь окончания форума — московские библиотекари единой цепью прошлись по залам, громко скандируя: «Культура объединяет!»

В «зоне» драматического театра представляли работы талантливых студентов мастерской Дмитрия Брусникина. Дискутировали деятели сцены самого разного толка — от Ирины Апексимовой до Эдуарда Боякова, от Евгения Князева до Кирилла Крока. К сожалению, «Театральная ночь», пышно заявленная как праздник сценического искусства столичного класса, разнообразием не блистала и продуманностью не отличалась.

Московский театр представляли: проект грядущей премьеры «Маяковки» «Кавказский меловой круг», «Школа современной пьесы» со спектаклем «Город» Гришковца—Райхельгауза, некие балетные соло на отдельной сцене и театр «АпАРТе» с постановкой, чье содержание не столько концентрировало внимание зрителя, сколько заставляло его скорее погрузиться в свои гаджеты. Жаждущая зрелищ публика стянулась в большой зал, где яблоку негде было упасть, и терпеливо наблюдала живой театр от Райхельгауза; другая, меньшая часть, лежала и сидела в центре зала, где возле искусственно цветущих деревьев была оборудована сцена с микстом номеров.

— А поэтического вечера дождемся? — спросил кто-то в компании, по виду студенческой.

— А если такой же отстой? — откликнулся кто-то вопросом на вопрос…

…Выгородки со словами «Мастерская Петра Фоменко», «Современник», «Таганка» и прочие зияли пустотой, кое-где дежурили одинокие актеры, кто в холстине, кто в кружевах. Посреди пустых отсеков исправно горели телеэкраны: крутились рекламные ролики, отрывки. Пустота и телевизоры, «исполнявшие роль» до закрытия, навевали печаль. Почему из всего многоцветья московской театральной жизни (82 государственных театра и 100 частных) для «Ночи» выбрали именно эту безжизненную форму? Где куклы, балаганы, драматические сцены, отрывки из спектаклей, проекты? Впрочем, театр и все, что с ним связано, — традиционно уязвимая часть деятельности департамента культуры столицы.

Дефицит культурного менеджмента, основанного на знании предмета, — черная дыра департамента, в которой исчезают нервы и судьбы, планы и намерения по оптимизации. Что и как делать — здесь не понимают, но жаждут руководить, без особого толка и задачи.

Свежие примеры: попытка снять Сергея Голомазова, художественного руководителя Театра на Малой Бронной, ради того, чтобы «устроить» Владимира Панкова; нерегламентированные смыслом мучительные жития Театра на Таганке, беспрецедентно грубое обращение с театром «А.Р.Т.О.». Театральной политики у департамента нет — как, впрочем, нет и перспективного понимания, как и что следует делать с культурой столицы в целом.

Но об этом, само собой, на форуме речи не было: сюда послушно явились почти все, кто так или иначе зависит от столичного бюджета.

— Надо себя показать, о себе напомнить — а то не простят! — доходчиво объяснил цель двухчасового фланирования по залам один из директоров столичного учреждения культуры.

— Зато я здесь встретил всех нужных мне людей; считаю, что форум очень полезен, — резюмировал другой директор. — И дискуссия о современной драматургии тоже была нужной…

И все же что-то неуловимо позавчерашнее было в воздухе Манежа, что-то шибающее ядреным духом скреп, а не живой жизнью культуры. За культурой смотрящие явно решили сменить пользователя. Форум продемонстрировал главное: культурная модель страны и столицы отныне ориентирована не на продвинутые, входящие в жизнь поколения, не на продуктивное население и его запросы, а исключительно — на морок во многом вымышленных целей; Кибовский — усердный исполнитель заказанной наверху мелодии. Что, впрочем, не исключает личной страсти в усилиях доказать: исполнитель — отличный, куда лучше предшественника.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera