СюжетыОбщество

Диплом о низшем образовании

Выпускники московского Иняза могут остаться ни с чем: за два месяца до защиты несколько направлений вуза не прошли госаттестацию

Этот материал вышел в номере № 34 от 1 апреля 2016
Читать
Выпускники московского Иняза могут остаться ни с чем: за два месяца до защиты несколько направлений вуза не прошли госаттестацию

На прошлой неделе российские студенты и их родители напряженно следили за тем, как разворачивается ситуация с неаккредитацией в одном из главных вузов страны — Московском государственном лингвистическом университете (бывшем Инязе им. Мориса Тореза). История с Инязом может стать показательной.

Месяц тишины

21 марта студентам стало известно о результатах государственной аттестации МГЛУ, прошедшей 11–15 января 2016 года. Несколько направлений вуза не получили государственное «благословение»: теология, экономика и управление, сервис и туризм и аспирантура юриспруденции. За два месяца до защиты дипломов около двухсот студентов узнали, что они не получат дипломы МГЛУ. Прошло бурное собрание с участием и.о. ректора Игоря Манохина и администрации вуза со студентами и их родителями. Несмотря на то что ректор запретил на собрании пользоваться диктофоном, студенты «зафиксировали» собрание и запись выложили в Сеть. На ней видно, как в течение полутора часов студенты пытались добиться от исполняющего обязанности ректора ответа на простой вопрос: окажет ли вуз им поддержку в получении дипломов других учебных заведений? Студенты хотят получить диплом вуза, равного МГЛУ по уровню. Речь, с точки зрения выпускников, может идти о МГИМО, РЭУ им. Плеханова и МГУ, но пока такой выбор им никто не предлагает.

Случай МГЛУ — конечно, не первый, когда университет не получает аккредитацию. Но чтобы за два месяца до выпуска! Такого, по-моему, еще не было. Как следствие — пикеты студентов и их родителей возле МГЛУ и Министерства образования.

Главный вопрос, который сейчас интересует всех: почему, если было решено убрать «непрофильные» направления, нельзя это было сделать летом, по окончании учебного года, и дать доучиться тем, кто поступал на эти направления?

Еще одна загадка — почему в вузе узнали об этом только 21 марта, если сама аттестация проходила 11–15 января, а приказ о неаккредитации был издан Рособрнадзором 26 февраля? Почему «ответственные лица» молчали целый месяц?

Они говорят

Рассказывает студент 4-го курса Института права, экономики и управления МГЛУ (имя попросил не называть): «Первое ощущение от этой новости — шок. Когда 29 февраля я узнал, что у нас появилось заключение экспертной комиссии, я пытался прояснить вопрос. В деканате меня успокоили, сказали, что о документе знают и что, скорее всего, аккредитация будет пройдена. Поэтому когда Рособрнадзор 17 марта опубликовал приказ, это было полной неожиданностью.

Сейчас администрация вуза говорит нам, что есть два варианта развития событий. Первый — мы остаемся в университете, но получаем диплом негосударственного образца. Это значит, что мы не сможем поступить в большинство магистратур других институтов, нам будет практически закрыт путь на государственную службу, а некоторые работодатели могут вообще придираться к самому документу. Второй путь — перевестись в другие вузы с сохранением формы обучения, оплаты, курса. Кроме того, и.о. ректора заявил, что для студентов, обучающихся за деньги, вопрос возмещения оплаты будет решаться на компенсационной основе. Единственное, чего мы бы хотели от руководства: более плотного контакта с нами, более открытой позиции, чтобы руководство защищало наши интересы».

Мнение преподавателя

Преподаватели МГЛУ согласились общаться с прессой только на условиях анонимности.

— Вся эта история с аккредитацией разворачивается на фоне происходящих в вузе перемен. 5 февраля 2016 года в соответствии с внесенными осенью изменениями в устав университета, согласно которым теперь ректор не выбирается, а назначается, был выпущен приказ о назначении Игоря Манохина исполняющим обязанности ректора; накануне, 4 февраля, в день своего 70-летия, Ирина Халеева, ректор МГЛУ с 1986 года, была извещена о том, что она уволена, — рассказывают педагоги.

Новый ректор не соответствует должностным квалификационным требованиям: руководитель вуза должен иметь ученое звание доцента, как минимум Игорь Манохин им не является. Он выпускник Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища и Военного университета (факультет психологии). Студенты интересуются: как может исполнять обязанности ректора лингвистического вуза человек, не знающий ни одного иностранного языка?

От советской модели Иняз им. Мориса Тореза, занимавшийся подготовкой педагогов и переводчиков, за годы ректорства Ирины Халеевой пришел к модели университета, который выпускает специалистов разного профиля со знанием иностранных языков. У нас на иностранном языке преподают ряд дисциплин, и это очень привлекательно для будущего работодателя. Поэтому нынешняя ситуация с неаккредитацией — проблема не только дипломов, но и подхода к высшему образованию в целом. Конечно, можно учиться юриспруденции и экономике в других вузах, но предметные дисциплины с глубоким знанием языков дают только в МГЛУ и МГИМО.

Кто виноват?

В комментариях и на встречах со студентами Игорь Манохин возлагает ответственность за произошедшее на предыдущее руководство. Мы встретились с Ириной Халеевой, бывшим ректором МГЛУ, и попросили ее прокомментировать эти претензии.

— В период подготовки к аккредитации Манохин занимал пост проректора по учебной работе, но незадолго до аттестации получил внеочередной отпуск и срочно уволился после его окончания, не приступая к работе. Между тем подготовка к аккредитации была его должностной обязанностью, — говорит Ирина Халеева. — Причиной неаккредитации Манохин называет внезапное изменение учебных планов. Но таких изменений не было.

В комментариях говорят о профильности и непрофильности. Но, например, журналистика тоже «непрофильная». Тем не менее она прошла аккредитацию. Когда мы меняли название с института на университет, мы задумывали его как международное учреждение, которое развивает программы, связанные с межкультурной коммуникацией, и все наши специалисты выпускались с двумя иностранными языками. Конкурс на эти специальности доходил до 40 человек на место. Студенты экономического направления слушали лекции иностранных экономистов мирового уровня. Я считаю, что студентам и их родителям надо подавать в суд — не на вуз, а на организацию, проводившую экспертизу. Приказ о неаккредитации незаконен, потому что администрация вуза не была уведомлена о том, какие недостатки выявила экспертиза.

После назначения Манохина и.о. ректора в вуз пришла группа его новых замов из силовых структур. Один руководил школой милиции, другой — бывший генеральный директор «МегаФона», третий — еще не уволившийся из рядов Вооруженных сил подполковник. Вузом управляет команда непрофессионалов. Увольняют тех, кто со мной работал, — рассылают уведомления об изменениях штатного расписания.

Официально

Из ответа начальника юридического отдела МГЛУ В. Гаврилина на запрос редакции:

По результатам проверки ФГБОУ ВО «МГЛУ» комиссией Рособрнадзора, проведенной в январе 2016 года, не были аккредитованы группы профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования — экономика и управление, сервис и туризм, теология. К нашему сожалению, бывшим руководством ФГБОУ ВО «МГЛУ» не была проведена должным образом подготовка к предстоящей аккредитации. Результатом этого упущения и стал приказ Рособрнадзора о непрохождении аккредитации вышеперечисленных групп. <…>

В настоящее время, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, руководством ФГБОУ ВО «МГЛУ» были подготовлены и направлены письма в ведущие профильные вузы Москвы с просьбой принять студентов профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования — экономика и управление, сервис и туризм, теология для прохождения дальнейшего обучения. <…>

Пресс-служба Министерства образования и науки РФ:

«В первую очередь необходимо отметить, что все решения, которые принимаются Рособрнадзором относительно лишения аккредитации, не бывают неожиданными для самих вузов. Подобные акты начинают действовать через достаточно длительный промежуток времени, после неоднократных проверок, чтобы у вуза была возможность провести все необходимые мероприятия с соблюдением прав каждого учащегося.

В законодательстве есть действующий механизм, защищающий права студентов в подобных ситуациях: в случае лишения вуза аккредитации руководство вуза обязано обеспечить перевод каждого студента в другой вуз на аналогичное направление подготовки (с аналогичной стоимостью обучения, в случае если студент обучался на платной основе), а учредитель вуза, в свою очередь, — проследить за данной процедурой.

Министерство следит за соблюдением прав студентов во всех вузах России и, безусловно, выполняет все обязанности учредителя в ситуациях, когда подобные переводы возникают в вузах, подведомственных министерству.

Так, студентам-экономистам из МГЛУ предложен перевод в РЭУ им. Плеханова на тех же условиях обучения <…>».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow