Сюжеты

Маленькая Земфира, разговоры Довлатова с Псоем и пятьдесят поцелуйчиков

Афиша. 1 — 8 апреля

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 34 от 1 апреля 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ян Шенкманспецкор

 

Афиша. 1 — 8 апреля


Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

1, 3 апреля. Земфира. «Маленький человек». СК «Олимпийский». Начало в 19.00

Обсуждая историю под кодовым названием «Земфира и флаги», все забыли, что она играет свой прощальный гастрольный тур. Он начался в феврале в Омске и завершится в эти выходные в Москве. Всего двадцать городов в списке. О прощании объявлено официально, что, впрочем, не исключает записи альбомов и одиночных концертов.

Но это, как говорится, по желанию, а желания может и не возникнуть при таком шквале негатива. Земфира — человек хрупкий, нервный, реагирует на все очень болезненно. Чуть что — замыкается в себе, годами может не появляться на публике. Это на сцене она звезда, а так — маленький человек. Как все мы. Так, собственно, и называется ее тур — «Маленький человек».

Вот вы спорите, за красных она или за белых, а какая, в сущности, разница? И те и другие безмерно агрессивны и категоричны. Причем на пустом месте. Земфира не подписывала никаких писем, Земфира не стреляла в Донецке из пулемета, она вообще не про это. Но почему тогда считается, что когда она в Тбилиси пару раз махнула украинским флагом, она была хорошей певицей (или плохой, зависит от точки зрения)? А когда в Вильнюсе попросила убрать флаги, чтобы не политизировать шоу, вдруг стала плохой (или хорошей, зависит от точки зрения)? Сначала пела хорошо, а потом вдруг за несколько месяцев совершенно разучилась петь и играть. И песни стали ужасные. Одна и та же музыка сначала нравилась, а потом вдруг перестала. Из-за флагов. Как-то странно, не правда ли?

Вообще, идея делить артиста и заставлять его определиться довольно глупая. Давайте посмотрим, что у нее в плейлисте. Вот список песен с концерта в Риге: «Жить в твоей голове», «Деньги», «Скандал», «Искала», «Хочешь?»… То есть полный набор хитов с 1999 года по последний альбом 2013-го. А теперь представьте себе, поет она: «Я искала тебя годами долгими…», а потом вдруг прерывается и говорит со сцены: «Россия будет свободной!», «Слава Украине!» Или наоборот — объясняется в любви президенту Путину и ругает Обаму. Как это сочетается с ее песнями? Не странно ли это будет?

Да, многие артисты у нас и на Западе активно участвуют в политической жизни. Поддерживают тех или иных деятелей, пишут песни протеста или песни, выражающие лояльность. И в этом нет ничего дурного, честь за это им и хвала. Артист может иметь гражданскую позицию, но он не обязан ее иметь. Гораздо хуже, если позиция есть, а песни никуда не годятся.

Говоря о Земфире, надо говорить о другом. Она начинала в самом конце девяностых, почти одновременно с «Мумий Троллем» и «Би-2», которых тоже периодически пытаются поделить. Кстати, примерно в этой же манере играл и украинский «Океан Ельзи». Тогда это называлось рокапопс. То есть по эмоциональному заряду вроде бы рок, а по музыке чистый поп. Не в смысле — плохо, а просто с явным уклоном в сторону беззаботной шлягерности. То есть страсти по пустякам.

Все это — наследие глэм-рока семидесятых. В первую очередь Дэвида Боуи и Марка Болана. И не в последнюю — группы Queen, с которой Земфира однажды спела.

А русский рокапопс инспирирован, если вдуматься, бритпопом и британскими инди-группами. То есть самым интересным, что произошло на европейской музыкальной сцене в девяностые годы. (Кстати, с Земфирой в этом туре играют блестящие британские музыканты, а на разогреве — британские же молодые команды. И это тоже неслучайный момент.)

Все были молоды, время было беззаботное, деньги текли рекой. Так прошло десять лет. А потом жизнь настолько изменилась, что рокапопс стал выглядеть явным анахронизмом. Музыка хорошая, веселая, ассоциируется с бурной юностью. Но ведь советские композиторы тоже были не дураки, и в Ленинградском рок-клубе тоже были хорошие музыканты, но актуальным и современным все это назвать сейчас очень сложно.

Возможно, «Маленький человек» потому и прощальный тур, что завершает некий большой этап. А дальше будет следующий, какой — не знает никто.

Интересная деталь. После тура Земфира летит играть в Лондон. А там все время что-то происходит, там нет такого сонного царства, как у нас в шоу-бизнесе. Посмотрим, какой она прилетит оттуда и какую музыку заиграет. Хочется верить, что это не конец, а начало чего-то нового.

 

7 апреля. Фотовыставка «Поцелуй». Центр фотографии имени братьев Люмьер

Хорошо, когда люди целуются. Масса позитивных эмоций. А на этой выставке целуются аж целых пятьдесят раз на пятидесяти фотографиях. От души. Слепой целует собаку-поводыря, солдат девочку на вокзале в 1945 году, а Джина Лоллобриджида — Гагарина на Московском кинофестивале 1961-го.

Все это классика фотоискусства, сюжет, который обожают фотографы. Яков Халип, Вилли Рони, Эллиотт Эрвитт, Владимир Лагранж, Гарольд Файнстайн… Снимки собрали из частных и музейных коллекций со всего мира.

Выставка продлится до 26 июня.

 

3 апреля. Псой Короленко с программой «Верь всему и не верь ничему». Клуб «Вермель». Начало в 21.00
7 апреля. Псой Короленко и группа «ОПА!». Кафе «Март». Начало в 20.30

Он приезжает в Москву нечасто. Иногда из Америки, иногда из Канады, а на этот раз из Иерусалима. Один концерт сольный, без ансамбля. Как водится, на всех языках сразу, мешая русский с английским, а французский с идишем. Под «гармоху» (это такой простенький синтезатор) Псой исполнит множество новых песен. Название одной поразит в самое сердце филологов и философов: «Из разговоров Сергея Довлатова с Бертраном Расселом». О чем они могли говорить?

Второй концерт посвящен презентации клипа на песню «Пусто!». В очередной раз Псой сделал головокружительный культурологический кульбит: «Мы ее написали по мотивам известной песни «Nothing» психоделической фолк-панк группы начала 1970-х The Fugs. В свою очередь, «Nothing» — парафраз белорусско-еврейской народной песни «Булбес»: каждый день едим картошку. В клипе изображается что-то вроде лекции обо всем на свете в легендарной аудитории Петербургского университета, где снимали когда-то лекцию Сергея Курехина. А потом вдруг врываются музыканты и превращают лекцию в балаган».

Музыканты эти — участники питерской группы «ОПА!», которые играют… Не так уж просто описать, что они играют. Это дикий, но очень веселый микс из еврейской свадебной музыки клезмер, балканщины в духе Бреговича и суровой советской эстрады а-ля Вахтанг Кикабидзе. С ними Псой уже записал два альбома, старые хиты, типа «Жить не по лжи» («Помнишь ли время, когда над Россией куражился Брежнев плохой?»), и более новые, такие как «За что убили Пушкина в лесу?» («За что убили Хармса и Басё? Кому же это надо было всё?»).

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera