Сюжеты

«Садись, детуля, я тебя увековечу!»

Выставочный проект «Красавицы столетий». Музей Анатолия Зверева

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 35 от 4 апреля 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Выставочный проект «Красавицы столетий». Музей Анатолия Зверева

Открывшийся весной прошлого года частный «Музей АЗ», посвященный одному герою — Анатолию Звереву, «художнику принципиально неофициальному, но истинно народному», как определяют его создатели музея, продолжает свой «изо-сериал» — череду тематических выставок, доказывающих эстетическую и историческую значимость персонажа, у которого со временем сложилась репутация не то богемного проходимца, не то салонного живописца. Несправедливо. И куратор выставочных проектов AZ Museum Полина Лобачевская, пользуясь своим многолетним опытом вгиковского преподавателя, из каждой «серии» пытается сделать самодостаточную картинку, визуально эффектную и интеллектуально острую.

Огромное творческое наследие Зверева — материал для кураторской игры, в которую включены дизайнеры, искусствоведы, медиахудожники и коллекционеры. Тонкость и технологичность экспозиций музея вызывает восхищение у одних, недоумение — у других, представляющих Зверева с мокрыми штанами и неизменной бутылкой в руке. В «Музее АЗ» от картин пахнет не клопами, а коньяком.

Третий по счету выставочный проект «зверевцев» посвящен женским портретам Анатолия Тимофеевича. Их — бесчисленное множество. Для выставки выбрано 55, в альбом вошли 100. Экспозиция делится на мгновенные почеркушки, в которых видна цепкость «звериного» глаза художника на лучшие вещи, к которым найдены аналоги от фаюмского портрета до Ренуара и Модильяни (прилагаются в виде виртуальных репродукций), и на изображения тех, которые смогли рассказать о «сеансах» со Зверевым (тексты сегодня в большинстве случаев малоизвестных героинь прилагаются). Концептуально это придумано идеально: на первом этаже — варварская импульсивность художника, на втором — включение его в историю искусства, на третьем — подлинные рассказы тех, кого он рисовал, то есть мемуары посвященных. «И вот — первый взмах руки! Пауза. Прицел. И сильный мазок», — всплывают на плазменном экране вроде SMS слова Полины Лобачевской.

Название выставки «Красавицы столетий» позаимствовано из стихотворения Беллы Ахмадулиной. Там есть строка «Но кто, как я, посмеет вас воспеть?». Это — невольно — про зверевское «Садись, детуля, я тебя увековечу!», с которого начинался всякий сеанс портретирования.

Но у Ахмадулиной, которую Зверев вроде не рисовал (из богемных знаменитостей на выставке лишь Татьяна Самойлова и муза художника Оксана Асеева), есть в том же стихотворении другая строка: «Красавицы, ах, это все неправда!»

И это правда.

Выставка продлится до 30 сентября.

Федор РОМЕР —
специально для «Новой»

 

От редакции

5 апреля в Москве, в Литературном музее («Дом И.С. Остроухова» в Трубниковском переулке, 17) откроется выставка «Литературные фантазии Анатолия Зверева»: иллюстрации художника к Гоголю, Лермонтову, Сервантесу, Апулею, автопортреты Зверева и его рукописные поэтические книги. До 22 мая.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera