СюжетыОбщество

«Положили, как вещь на складе»

Следствие не нашло вины врачей в смерти 5-месячного Умарали Назарова в Петербурге

Этот материал вышел в номере № 40 от 15 апреля 2016
Читать
Следствие не нашло вины врачей в смерти 5-месячного Умарали Назарова в Петербурге
Зарина Юнусова. Фото: Петр Шеломовский специально для «Новой газеты»
Зарина Юнусова. Фото: Петр Шеломовский специально для «Новой газеты»

Виновных в смерти пятимесячного Умарали Назарова, сына мигрантов из Таджикистана Зарины Юнусовой и Рустама Назарова, спустя полгода после трагедии, так и нет. Зато точно названы «невиновные» — врачи. Об этом 6 апреля в петербургском парламенте заявили детский омбудсмен Северной столицы Светлана Агапитова и начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов. Оба при этом ссылались на результаты судмедэкспертизы. Несмотря на то, что уже 7 апреля ее заключение и отказ в назначении новой независимой экспертизы начали оспариваться в Невском районном суде Петербурга, и тот пока не вынес решение.

Рустам Назаров и Зарина Юнусова потеряли ребенка в ночь с 13 на 14 октября 2015 года. Во время рейда ФМС Зарину задержали и доставили в полицию вместе с Умарали. Там пятимесячного младенца разлучили с матерью и отправили в детскую больницу имени Цимбалина, где он скоропостижно скончался.

— На данный момент вердикт Следственного комитета таков: врачи больницы имени Цимбалина не виноваты в его смерти, — сообщила парламентариям Светлана Агапитова. — Вопросы по поводу регламентов работы при обнаружении ребенка нелегальных мигрантов к полиции и ФМС остались. Но проверки правоохранительных органов еще продолжаются так же, как и в рамках уголовного дела по ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», возбужденного в отношении родителей».

Сергей Умнов, отвечая на вопросы депутатов Бориса Вишневского и Максима Резника, объяснил, что полицейские, разлучившие ребенка с матерью и отправившие его в больницу, своими действиями спасали его жизнь:

— Мне так же, как и вам, как и всему населению Петербурга, жалко погибшего мальчика. Но нужно смотреть и на причину его гибели. Я хотя и не могу комментировать дело Следственного комитета, но, в соответствии со всеми экспертизами, считаю: мальчик погиб не от действий миграционной службы или действий полиции. По моему мнению, полицейский, инспектор по делам несовершеннолетних, направив в больницу ребенка, могла реально спасти его, потому что он был тяжело болен. Если бы полицейский не направил этого мальчика в больницу, и он умер бы вечером дома, полицейский бы сейчас находился в местах, не столь отдаленных. Сложно говорить о нюансах: кто, кого, как оформлял. Но выводы мы из этого сделали. Однозначно.

— Умнов говорит о невиновности своих сотрудников, но проверка в отношении инспектора ИДН Алексеевой уже полгода идет и никак не может закончиться, — прокомментировал «Новой» депутат Борис Вишневский. — Все сроки пропущены, но нет никаких итогов. Начальник полицейского Главка сказал: Умарали был настолько тяжело болен, что все равно бы умер, однако медики невиновны. Это невозможно. Если врачи не распознали смертельно больного ребенка, то они несут ответственность. Такую же, как если они это распознали и дали ему умереть. Ведь на протяжении 10 часов они вообще ничего не делали! Никаких реанимационных мероприятий. Действий — ноль. Осмотрели и положили малыша в бокс. Принесли и положили на полку, как вещь на складе.

— Ничего нового я не услышала, — констатировала в беседе с «Новой» адвокат потерпевших (Рустама и Зарины) Ольга Цейтлина. — По-прежнему, руководство полиции старательно выводит из под удара своих. Опять и Агапитова, и Умнов ссылаются на результаты экспертизы, с которой нас не знакомили, который мы не верим и которую оспариваем. А главное — я хочу напомнить — нельзя говорить о чьей-либо виновности или невиновности: процессуальное решение пока не вынесено. Следствие еще не закончено. На сегодняшний день его сроки продлены до 20 апреля.

Адвокаты родителей Умарали подчеркивают, что не надеются на российское правосудие, а «копят нарушения следствия» и «собирают документы» исключительно для обращения в ЕСПЧ. Тем не менее, 7 апреля Невский районный суд Петербурга начал рассматривать жалобу защиты потерпевших на многочисленные нарушения со стороны следствия: на отказ потерпевшим в назначении альтернативной независимой экспертизы, на не ознакомление их с документами и процессуальными действиями, на отсутствие этих действий и многое другое. Жалоба на девяти страницах была подана в суд еще 3 марта. Суд направил запрос в ГСУ СК РФ по Петербургу о предоставлении документов. Но даже по запросу 7 апреля в суд следователи документы не представили.

В итоге суд указал на грубые нарушения со стороны следствия и вынес следователю частное определение за непредставление документов в срок. Рассмотрение жалобы отложили на 27 апреля.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow