РасследованияПолитика

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Этот материал вышел в номере № 38 от 11 апреля 2016
Читать
Громкие процессы недели

«ВКонтакте» со следствием. В Заволжском районном суде Твери — процесс по делу Андрея Бубеева, которого обвиняют в призывах к экстремизму и «нарушению территориальной целостности РФ». Основанием стали всего два перепоста на странице в «ВКонтакте»: чужой статьи и карикатуры.

Бубеев находится под стражей с мая 2015 года, когда он был арестован по предыдущему уголовному делу. По версии следствия, он незаконно хранил у себя на даче патроны к зарегистрированному оружию и публиковал опять же «ВКонтакте» рисунки, фото и тексты, которые «возбуждают ненависть к гражданам РФ, поддерживающим президента, и россиянам, испытывающим патриотические чувства». Все эти публикации касались оценки боевых действий на востоке Украины и событий в Крыму. Как говорит жена Бубеева Анастасия, дело было заведено по доносу некоего доброжелателя. По ее словам, по этому делу муж под давлением госадвоката признал вину, заключил соглашение со следствием и был приговорен к одному году в колонии-поселении. По второму делу, которое слушается сейчас, Бубеев вину не признает.

«Приговор по этому делу должен быть оправдательным — нет состава преступления, что мы и доказываем. Основное нарушение — документы, полученные в рамках ОРД (оперативно-разыскная деятельность. — Ред.), не легализованы в качестве доказательства, т.е. следователь не проверил и не удостоверил по закону полученные от оперативников бумаги. По закону, Бубеев при таких обстоятельствах должен быть оправдан», — сказала «Новой» адвокат Бубеева Светлана Сидоркина.

Приговор Савченко вступил в законную силу. Приговор украинской летчице Надежде Савченко, которую Донецкий суд Ростовской области признал виновной в пособничестве убийства российских журналистов в Донбассе и незаконном переходе границы, на прошлой неделе вступил в законную силу. Савченко, получившая 22 года колонии общего режима, не стала обжаловать решение, так как считает невозможным добиться справедливости в российском суде. Не подали апелляцию и прокуратура с потерпевшими.

«Приговор вступил в силу, пора уже что-то решать. Мы опасались, что российские власти решат оттянуть решение неприятного вопроса на потом. Прокуратуре, например, ничего не стоило сказать, что 22 года для исправления Савченко недостаточно, надо непременно 23. Так что сам факт, что приговор объявили вступившим в силу, — позитивный знак, — комментирует адвокат Савченко Илья Новиков. — Значит, тянуть время по максимуму власти не планируют. Переговоры с Украиной о том, как, когда и на кого будет обмен, идут уже давно, с этого дня обмен стал формально возможным. Дело можно уладить быстро и почти тихо. Для всех будет лучше, если соглашение будет достигнуто прежде, чем очередной заход Савченко на сухую голодовку снова вынудит вмешиваться европейцев и американцев».

Сухую голодовку Савченко объявила на следующий день после вступления приговора в силу. Ее навестили общественные наблюдатели из Ростова, которым она заявила, что отказывается от осмотра российскими медиками и настаивает, чтобы ее осматривали иностранные врачи.

Директора Библиотеки украинской литературы обвинили в растрате. Наталье Шариной на прошлой неделе было предъявлено обвинение по статье 160 УК РФ (растрата). По версии следствия, Шарина в период, когда ее обвиняли по первому библиотечному делу (2011—2013 годы), расходовала на свою защиту средства, предназначенные для выплаты зарплаты юристам библиотеки. То уголовное преследование Шариной прекратили в 2013 году за отсутствием состава преступления. По словам адвоката Шариной Ивана Павлова, тогда с нее сняли все обвинения, извинились и разъяснили право на реабилитацию.

«Новое обвинение — абсурдно, — уверен Павлов. — Во-первых, юристы — сотрудники библиотеки — не имели статуса адвокатов и поэтому не могли осуществлять защиту Шариной. Их наличие в штате библиотеки было обусловлено наличием соответствующих ставок в штатном расписании. Во-вторых, защиту Шариной осуществлял адвокат, с которым она заключила договор и оплачивала его услуги из собственных средств. Новое обвинение — искусственный предлог для продолжения давления на Шарину. Ведь растрата относится к тяжким преступлениям и предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. По первому обвинению (ч. 2 ст. 282 УК — экстремизм) срок наказания — до 5 лет, это преступление — средней тяжести, и для обвиняемых в таких преступлениях максимально возможный срок домашнего ареста — полгода. И в конце апреля этот срок для Шариной истекает. А по «тяжким» статьям можно держать человека под арестом в три раза дольше. Именно это сейчас и нужно следствию.

Шарину задержали в октябре 2015 года по обвинению в нарушении одного из пунктов 282-й статьи УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды с использованием служебного положения). По версии следствия, с 2011 по 2015 год Шарина распространяла среди посетителей библиотеки книги, признанные судом экстремистскими и запрещенными к использованию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow