СюжетыПолитика

Военно-полевые романы с избирателем

Политический вес городских конфликтов растет накануне выборов. Однако не все партии смогут воспользоваться этим популистским ресурсом

Этот материал вышел в номере № 40 от 15 апреля 2016
Читать
В Москве развиваются сразу несколько конфликтов между гражданами и застройщиками по поводу будущего природных зон. Представители политических партий пытаются использовать протестные настроения в рамках начавшейся предвыборной кампании.
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В Москве развиваются сразу несколько конфликтов между гражданами и застройщиками по поводу будущего природных зон. Представители политических партий пытаются использовать протестные настроения в рамках начавшейся предвыборной кампании.

«Чтобы стать агрономом, студент должен выйти из корпуса, отправиться в поле, в своих руках подержать растения. Как вы себе представляете, что он будет ездить для этого за город? Раз в неделю?» — возмущается Вера Владимировна Козырева, пожилая доцент Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина, входящего в состав Тимирязевской академии. Мы идем мимо оттаявших на весеннем солнце угодий главного сельскохозяйственного вуза страны: кое-где студенты за сетчатым забором-рабицей уже готовятся к новому сезону, обрезают ветви. Как и десяток ее коллег, Вера Владимировна приходила в актовый зал академии на пресс-конференцию, посвященную будущему тимирязевских земель. В мероприятии участвовали администрация и трудовой коллектив. Но поговорить так и не удалось: через 15 минут после начала объявленной встречи в полупустом зале (многих об отмене успели предупредить заранее) появился представитель ректората и попросил срочно очистить помещение.

Оптимизация полей

Скандал с отторжением земель Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева (ТСХА) стал самым громким в череде попыток девелоперов организовать застройку столичных природных зон. В конце марта стало известно, что правительственная комиссия по жилищному строительству под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова собирается передать два крупных участка сельхозакадемии общей площадью в 101 гектар — это составляет почти пятую часть всех угодий — под строительство многоэтажек. Застройщиком выступил Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС), в обмен на это обязавшийся приобрести для ТСХА земли в Московской области и инвестировать средства в развитие инфраструктуры вуза.

Под застройку должны были отправиться полевая опытная станция, центр точного земледелия, селекционная станция им. Лисицына и знаменитый Мичуринский сад с уникальной коллекцией плодовых культур. Протокол заочного голосования о передаче земель в академии подписали единогласно еще 4 марта. Но случилось непредвиденное: через две недели решением ученого совета под председательством декана факультета агрономии и биотехнологий Александра Соловьева была утверждена инициативная группа преподавателей, намеренных противостоять отторжению участков.

Планы властей по «оптимизации» угодий вызвали протест и за пределами Тимирязевки. По состоянию на 12 апреля петицию в защиту академии на имя президента России в интернете подписало более 50 тысяч человек. Студенты и районные активисты за тот же срок успели собрать 30 000 «живых» подписей.

Москвичи дорожают

В итоге премьер-министр Дмитрий Медведев был вынужден поручить Минсельхозу и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию провести дополнительные общественные обсуждения вопроса — «чтобы люди могли высказаться». Кроме того, Медведев попросил Шувалова все-таки «посмотреть за общим процессом», во избежание дальнейшей эскалации конфликта.

11 апреля на митинге в защиту академии выступил ректор Вячеслав Лукомец, до этого старавшийся избегать контактов с активистами. «Он наконец-то поддержал нас, хотя у него и компромиссная позиция, несовпадающая с мнением большинства сотрудников», — рассказывает Ксения Ястребова, старший преподаватель кафедры архитектуры и член инициативной группы. «Мы, в отличие от ректора, не намерены вести переговоры по поводу площади отторгаемых земель. Впрочем, и такая поддержка руководства — уже шаг вперед», — резюмирует она.

Пока же активисты отказываются от политизации конфликта. «На первых порах нам активно помогал депутат Дмитрий Гудков, а в понедельник на митинге были депутаты Владимир Родин из КПРФ и Андрей Туманов из «Справедливой России». Но мы сотрудничаем не с партиями, а с людьми», — подчеркивает Ястребова, добавляя, что активисты за поддержкой обращались даже в ОНФ, но не получили ответа. Впрочем, после обещания Путина, что земли Тимирязевской академии оставят в покое, данного на «Прямой линии», ответ наверняка придет быстро.

На сентябрьских выборах в Москве будут голосовать 15 округов, кандидатам уже сегодня нужно демонстрировать свою готовность решать местные проблемы. «Несмотря на то, что кампания федеральная, выборы в этом году будут проходить и по мажоритарным округам, а стало быть, выйдет на первый план местная повестка, городские проблемные точки», — считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

Эксперт напоминает, что пока эти темы в первую очередь поднимает оппозиция. «Яблочники» стараются активно работать на этом поле, но есть сильные фигуры у КПРФ, тот же Родин. Потенциально к локальной повестке могут подключиться и представители ОНФ, которые идут от «Единой России», но не настолько связаны с городскими властями какими-то обязательствами», — говорит эксперт.

Коммунисты и «Яблоко» действительно успели отметиться в большинстве горячих точек столицы: от Гагаринского района на юге до «Дубков» на севере мегаполиса.

В «Дубках», о конфликте вокруг которых «Новая» уже рассказывала, контингент активистов частично пересекается с защитниками Тимирязевки. Многие из защитников этого парка, расположенного от академии на расстоянии неспешной пешей прогулки, учились или работали в ТСХА. Накануне тимирязевских митингов именно их объект стал ареной прямых столкновений с застройщиками. 8 апреля полиция и бойцы ЧОПа застройщика «Ларус Капитал», решившего возвести в охранной зоне парка многоэтажку, сражались с жильцами окружающих «Дубки» кварталов. В итоге трое защитников парка арестованы, а двое — в больнице. В полицию попала и одна из руководителей протеста, городская активистка Юлия Галямина, ранее баллотировавшаяся от «Яблока» в Московскую городскую думу, а в этом сезоне идущая от той же партии в Госдуму как кандидат по 198-му одномандатному округу.

Предвыборные защитники природы

Изображение

Гагаринские активисты так же не спешат называть свою деятельность политической. «Для нас помощь политических партий — это вспомогательное средство, а не самоцель, поэтому мы стараемся на них не ориентироваться», — объясняет свою позицию местный муниципальный депутат и координатор защиты сквера Елена Русакова. Во многом с ней согласна и другой «мундеп», Александра Андреева, она защищает сквер возле кинотеатра «Спутник» в Лефортове, на востоке столицы. Этот объект стал еще одним фронтом в войне между строительными компаниями, городскими властями и горожанами.

«Привлекать депутатов имеет смысл для публичных мероприятий, поскольку власти отказываются согласовывать митинги, а приезд депутата остается надежным инструментом, чтобы переквалифицировать пикет во «встречу» и все-таки провести собрание», — говорит Андреева. Именно в этом качестве Лефортово посещал все тот же Родин из КПРФ. Вторая их функциональная задача — рассылка запросов. «Депутатские запросы в прокуратуру реже остаются без внятного ответа. В случае вмешательства парламентариев есть определенная вероятность, что положенная проверка будет действительно проведена», — констатирует она.

Впрочем, далеко не все партии готовы работать с гражданскими активистами. Представители проправительственных фракций редко идут на сотрудничество, объясняет муниципальный депутат: «ЛДПР и «Единая Россия», как правило, никак не реагируют на проблемы горожан, и не только у нас в Лефортове, но и в целом по городу».

Единственным местом, где успела отметиться партия Жириновского, стал парк Дружбы, неподалеку от станции метро «Речной вокзал». Здесь компания «Большая спортивная арена «Лужники» и ее субподрядчики собрались построить сразу два специализированных футбольных поля, паркинг на 18 машиномест, административно-бытовой комплекс. Формально парк имеет статус объекта культурного наследия, но в градостроительных документах он значится как «зона смешанного размещения культурных и спортивно-рекреационных объектов». То есть такие объекты все же могут находиться «в составе особо охраняемых территорий».

В 2005 году московское правительство утвердило проект планировки, в котором площади оказались отведены под строительство спортивной школы. Проект заглох, и школа построена не была. К лету 2015 года про выданное десять лет назад разрешение вспомнили и выписали план под постройку. Попытки начать строительство уперлись в протесты: в августе активисты отказались пускать на площадку технику. К сентябрю противостояние вылилось в открытое столкновение с сотрудниками ЧОПа Хуторское казачье общество «Вешняки-Кусково» (КОБР). В результате нескольких защитников парка задержала полиция. Все активисты, проходившие по обвинению в административном правонарушении, позже были оправданы в суде.

Письмо президенту, подписанное главой фракции ЛДПР, не смогло остановить строительство, однако вмешательство депутата МГД от КПРФ Елены Шуваловой и Сергея Митрохина («Яблоко») помогло обратить на проблему внимание чиновников, городской и федеральной прессы. «Единая Россия» устранилась: мы обращались к их депутату Кожевникову, который от партии курирует Северный административный округ, но он нас проигнорировал», — говорит активист движения Архнадзор, член районной инициативной группы Андрей Новичков.

Самоцензура для единороссов

«В городской думе мы обращались неоднократно к депутату Ильичевой от «Единой России», но она не оказала нам никакой помощи», — подтверждает слова коллег активистка движения «За парк!», добивающегося прекращения застройки знаменитого Ходынского поля, Марина Сергеева.

31 марта «Справедливая Россия» попыталась провести круглый стол с целью объединить усилия столичных защитников парковых зон. Стол прошел под председательством первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Агеева. Но встреча оказалась сорванной активистами радикального православного движения «Сорок сороков» (СС), приславшего на мероприятие своих провокаторов. Одним из участников встречи была и Марина. «По нашей Ходынке мы успели лишь передать бумаги Агееву», — жалуется активистка.

«Сам факт принадлежности к партии власти не позволяет кандидатам от нее работать на протестных городских настроениях, такие кандидаты просто вынуждены играть с мэрией в одну игру, и в их кампаниях, очевидно, будет элемент определенной самоцензуры», — обобщает Ростислав Туровский. И именно локальная повестка может стать серьезным испытанием для выдвиженцев от партии власти, из числа «классических единороссов», убежден эксперт, если они возьмутся защищать позицию власти, зачастую им придется отстаивать не самые популярные решения и идеи московского правительства.

От редакции.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow