СюжетыОбщество

Путь в греки

Почему визит Папы Римского в лагерь беженцев не дал надежды на разрешение кризиса

Почему визит Папы Римского в лагерь беженцев не дал надежды на разрешение кризиса
Фото: EPA / FILIPPO MONTEFORTE / POOL
Фото: EPA / FILIPPO MONTEFORTE / POOL

Количество опасных «контрабандных» лодок, доставляющих беженцев на греческие острова, после заключения договора между Турцией и ЕС многократно упало. Но теперь человеческая контрабанда прорастает на других границах

Папа Римский посетил греческий остров Лесбос — и конкретно лагерь беженцев «Мориа». К нему присоединились предстоятель Греческой православной церкви Иероним II и Вселенский патриарх Варфоломей Константинопольский. Папа пообедал с восемью заранее отобранными беженцами (за неделю до визита на Лесбосе работала группа его представителей из Ватикана) — прямо в контейнере на территории лагеря. «Мир не забыл о вас. О мире будут судить по тому, как он отнесется к вам», — сказал он в своей речи и назвал миграционный кризис самой страшной гуманитарной катастрофой со времен Второй мировой войны. На личном самолете папа улетел в Ватикан и увез с собой три сирийских семьи из городов, захваченных ИГИЛ. Всего двенадцать человек, из них шестеро — дети.

Перед приездом папы Франциска рабочие белили бетонные стены «Мориа», над которыми нависала в три ряда колючая проволока. Зачистили территорию, где должен был выступить папа. Полиция арестовала девятерых активистов с плакатами «Осуждаем сделку».

Из самого лагеря вывезли около тысячи беженцев: «Мориа», рассчитанный максимум на две тысячи, вмещал в себя уже около трех. Как говорят волонтеры, работающие на острове, в лагерь Каратепе неподалеку увезли «самых сложных» беженцев.

Лагерем или центром временного размещения «Мориа» называть уже нельзя — теперь о нем говорят «центр заключения», «тюрьма». Лагерем он был до 20 марта, когда ЕС и Турция подписали соглашение, которое, по словам Меркель, должно было стать прорывом в решении миграционного кризиса. Согласно договору, все беженцы, прибывшие нелегально в Грецию после 20 марта, должны быть отправлены обратно в Турцию. За каждого возвращенного беженца ЕС готов принять одного сирийского беженца, уже зарегистрированного в Турции.

Цель соглашения — «сломать бизнес-модель контрабандистов и предложить мигрантам альтернативу, не предполагающую риск жизнью при переправе через море».

В Турции уже находятся более 2,7 миллиона беженцев.

По соглашению Евросоюз обязуется рассмотреть вопрос об отмене виз для турецких граждан и вопрос возобновления переговоров о вступлении страны в ЕС к концу июня. На содержание беженцев ЕС сейчас выплатит 3 миллиарда долларов (и еще столько же — к 2018 году).

Эрдоган уже несколько раз грозил разрывом отношений, если ЕС не выполнит свои обязательства по соглашению.

Фото: EPA / ORESTIS PANAGIOTOU
Фото: EPA / ORESTIS PANAGIOTOU

При этом выполнение обязательств Евросоюзом многие эксперты ставят под сомнение. «Идея безвизового пространства далека от воплощения: пускать турок без виз боятся, к Турции относятся, как к чужому: мусульмане, авторитарный режим», — говорит Сергей Уткин, политолог, заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН. «Пока Турция не разрешит курдскую проблему, в самой Турции будут массовые потоки граждан, внутренняя миграция. Европа не захочет такого массового наплыва еще и турецких курдов. ЕС какие-нибудь лазейки найдет, чтобы отсрочить исполнение этого требования», — объясняет Амур Гаджиев, сотрудник Института востоковедения РАН.

Неразрешенным остается вопрос: что будут делать с «несирийскими» мигрантами, возвращенными с греческих островов? Депортировать на родину? Но такое соглашение есть у Турции не со всеми странами, только недавно подписали с Пакистаном. Не факт, что кто-то из депортированных в Турцию беженцев не попробует снова предпринять шанс прорваться в Европу — уже другим путем.

С 4 апреля, когда Турция начала реализовывать это соглашение, прислав паромы на греческие острова, оттуда было вывезено около трехсот человек. Причем в основном это пакистанцы, афганцы, марокканцы, т.е. как раз те, кого Европа пока брать не хочет.

Впрочем, с момента подписания соглашения поток лодок на греческие острова действительно схлынул. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, например, 11—12 апреля в Грецию прибыло всего 80 беженцев по сравнению с 1150 в день в середине марта. Но лодки все равно идут. Волонтеры НКО ERCI (Emergency Response Centre International), работающие на Лесбосе, рассказывают, что они теперь помогают береговой охране патрулировать море ночью. Их задача — помочь добраться беженцем до берега в сохранности. В последние несколько месяцев около 400 человек утонули или пропали без вести, добираясь на лодках из Турции. С 20 марта всех выловленных беженцев сразу везут в «Мориа».

После подписания соглашения между ЕС и Турцией, центр «Мориа» покинули почти все волонтеры и НКО. «Врачи без границ» — в знак протеста против «циничного соглашения, которое не гарантирует, что базовая защита этих людей и гуманитарные потребности будут удовлетворены». Директор немецкого отделения Human Rights Watch Венцель Михальский говорит, что в этой ситуации беженцы — как «мусор, который пытаются побыстрее выгрести».

«Мориа» на Лесбосе — не единственный бывший лагерь, превращенный в центр заключения. Аналогичный центр для беженцев, причаливших к берегам острова Хиос, — «Вайел», расположенный на территории заброшенного алюминиевого завода. 1 апреля там произошли столкновения между представителями разных национальностей. Более четырехсот беженцев сбежали из лагеря. Теперь они просто слоняются по острову, в основном около главного порта. Представителям Amnesty International разрешили посетить оба этих закрытых центра: из всех опрошенных беженцев они нашли только двоих, кому было выдано постановление о заключении под стражу. Остальных держат, как в тюрьме, без объяснения причин, а среди них и беременные женщины, и дети, и старики.

В Мориа, по словам сотрудников Amnesty International, на начало апреля было всего три врача на три тысячи человек, в «Вайеле» медпомощь оказывается строго в определенные часы.

Люди не понимают, что с ними будет дальше. Они боятся высылки в Турцию. По лагерю циркулируют страшные слухи. Например, о расстрелянных на границе Турции и Сирии беженцах.

Большинство застрявших на греческих островах подали прошение о предоставлении убежища в Греции, хотя никто из беженцев раньше и не собирался оставаться здесь.

По новым правилам предоставления убежища процедура проходит в два этапа: сначала сотрудник лагеря оценивает, может ли транзитное государство (Турция) считаться безопасной для человека. Заявление будут рассматривать по существу только в случае отрицательного ответа. Четких инструкций, какие страны считать безопасными, у сотрудников нет. Всякий раз решение принимается «по ситуации».

Соглашение ЕС и Турции не коснется тех, кто прибыл в Грецию до даты его подписания. Они оказались законсервированы в стране с момента, когда Македония закрыла границы. В стихийном лагере рядом с деревушкой Идомени по разным оценкам находятся от 11 до 15 тысяч беженцев. Всего на территории Греции на данный момент около 53 тысяч беженцев.

«То, что папа не посетил Идомени и другие стихийные лагеря, — тоже сигнал: надежды нет. Границы не откроются. Соглашайтесь действовать официальным путем», — сказала мне волонтер ERCI Маро.

Беженцы в Идомени рассказывают, что агенты предлагают переправиться в Италию и даже в Австрию через Венгрию — были бы деньги, цена услуги доходит до трех тысяч долларов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow