СюжетыКультура

«Экипаж» вышел в прокат: «Ну не за правдой жизни ты же сюда пришел?»

От создателей суперхита российского проката «Легенда 17» — на экраны выходит главный российский блокбастер сезона «Экипаж» Николая Лебедева

Этот материал вышел в номере № 43 от 22 апреля 2016
Читать
От создателей суперхита российского проката «Легенда 17» — на экраны выходит главный российский блокбастер сезона «Экипаж» Николая Лебедева
Данила Козловский / Kinopoisk
Данила Козловский / Kinopoisk

Авторы нового фильма твердят, что их фильм — не ремейк знаменитой картины Митты, напротив, оригинальное произведение. Наверное, поэтому они и назвали свое кино строго и свежо. Пригласили на маленькую роль Александру Яковлеву, незабываемую стюардессу из старого фильма… Да и сам Александр Митта появится в крошечном камео…

Предстоит немало сравнительных анализов двух фильмов, но кажется очевидным, что «Экипаж»-2016 и «Экипаж»-1979 — эмблемы своего времени и кинематографа разных эпох. После круговой пластической (скорее, технологической) операции фильм выглядит как новенький, с иголочки, продукт эры победившего аттракциона. При этом сохранена двухчастная форма, и при всех сюжетных вариациях фабульная основа подверглась незначительной коррозии. Сценарий «Экипажа»-1979 писали выдающиеся авторы Юлий Дунский и Валерий Фрид. Вместе с режиссером Александром Миттой сочинили новаторский кинотекст — многожанровый фильм. Каждый персонаж был героем своей истории. Командир экипажа Тимченко (Георгий Жженов) — в центре драмы завершения жизни. Бонвиван летчик Скворцов (Леонид Филатов) — герой романтической комедии. Второй пилот Ненароков (Анатолий Васильев) — жертва несчастливого брака, герой мелодрамы. В фильме Митты трехмерными были герои, в фильме Лебедева — экшн.

Авторы нового «Экипажа» модифицируют оригинал. По сути, вся первая часть — история талантливого пилота-стажера Гущина (Данила Козловский), его трудного пути в авиацию — потому что честный, совестливый, не желающий мириться с подлостью и лизоблюдством. Остальные герои: его наставник Зинченко (Машков), его отец (Шакуров), красивая девушка Саша (Агне Грудите) — ее из стюардесс «повысили» в пилоты, юная стюардесса (Катерина Шпица) — щедрое обрамление живого портрета мечтательного летчика Лехи Гущина, у которого голова в облаках.

Одной из сквозных становится тема отцов и детей. Разыгрывается она в разных вариантах: замкнутый пенсионер, в счастливом советском прошлом авиаконструктор Гущин недоволен бесшабашным и бескомпромиссным сыном Лехой, строгий пилот Зинченко также не понимает сына-шалопая, татуированного паркурщика… Незаметно вечный конфликт отцов и детей перерастает в историю тотальной дедовщины, которая рулит в нашем социуме. Пилота Гущина третирует тупое провинциальное начальство, затем «строит» первый пилот Зинченко, Гендиректор (Газаров) самоуправствует у себя в Авиакомпании. Но полным хозяином над всем «летным составом», а заодно и пассажирами на земле и в воздухе является некий лысый хам, представитель власти, воспринимающий пилотов как «водил» и халдеев.

В первой, «мирной» части нового «Экипажа» зритель цепляется за человеческую связь с героями. И хотя сценарий хромает, а некоторые эпизоды выглядит эффектными репризами, это удается. За счет режиссуры, безусловно, и актеров: главного харизматика нашего экрана Данилы Козловского и сумрачного Владимира Машкова. Отношения их персонажей — нерв фильма.

Когда-то 13-летний Коля Лебедев вновь и вновь приходил в кинозал, чтобы восхититься революционным «Экипажем» — советским фильмом с голливудским размахом. Не мог дождаться, когда закончится первая «взрослая» часть и начнется экшн. Его детская влюбленность временами пробивается сквозь расчетливое продюсерское кино: здесь — весело, потом страшно… трогательно… горько…

Но все узловые моменты в его фильме подчинены главному — подготовке часового 3D-аттракциона, в который он погружает зрителя (смотрящий фильм по телику или в компьютере — об этом не узнает). Лебедев — из единичных авторов нашего кино с чувством жанра, способный создать саспенс. Что бы он ни снимал: военную историю («Звезда»), притчу («Поклонник»), фэнтези («Волкодав…»), он делает триллер, нагнетает атмосферу «рокового непредвиденного». К тому же Лебедев очень насмотренный режиссер.

И с пониманием дела создает огненный аттракцион, микшируя неправдоподобность и искусственность, отвлекая внимание от сценарных «неувязочек», сентиментальных пережимов.

Чудеса спецэффектов (Компания CG Factory): что не сняли — дорисуем (!), да и щедрый по нашим меркам бюджет ($10 млн) создают зрелище. На вулканическом острове рушится аэропорт, столбы огня и дыма срываются с экрана (от этих искр хочется увернуться), горят люди и самолеты, топливо и небо, лава с гор несется, пожирая все на своем пути, самолет прорывается сквозь огонь и вулканический пепел. «Не подумайте, что я такой кровожадный, — признается режиссер, — просто в момент переживания за героя зритель перестает следить за временем, думать о происходящем вне кинозала, полностью погружается в фильм». Есть здесь и почти цирковые кульбиты: в воздухе пассажиры по тросу перебираются из одного самолета в другой. Лебедев словно спрашивает зрителя: «Ну не за правдой жизни ты же сюда пришел?» Он предлагает нам нечто вроде Oculus Rift — шлема виртуальной реальности, он «захватывает» вас и втягивает в пространство нереального, но крайне опасного мира. Экран передает высокой мощности сигнал, которому сложно сопротивляться. Вы «подключаетесь». Смертельная опасность подстерегает героев на каждом «шагу», помимо лавы и гибельных взлетов, горят двигатели и летные полосы, кончается топливо. Но летчики, подобные Гущину, у которых вместо рук — крылья, взлетят и сядут «на честном слове и одном крыле». В этой киноигре два условия: вы прекрасно знаете, что «все будет хорошо», и все равно вам страшно.

«Экипаж» — точно просчитанное продюсерское кино. Главная для многих советских зрителей эротическая сцена целомудренно прикрыта виртуальными блестками. Подросток сегодня — ядро зрительской аудитории. Фильму ставят рейтинг 6+ (тут, наверное, продюсеры-генералы Верещагин и Михалков расстарались). К тому же Лебедев не открещивается от традиций. Его фильм — мичуринский гибрид советской мелодрамы и голливудского экшена, вобравший в себя мотивы и интонации «Вулкана», «Аэропорта», «Армагеддона», фильмов Бэя, Эммериха, Гиллермина, ну и Спилберга, разумеется. Почти 40 лет назад «Экипаж» вышел втемную. Без рекламы. Три дня шел при пустых залах. На четвертый зритель проснулся, встал в длинные очереди. «Экипаж» показывали в кинотеатрах почти полгода! Сегодня уже никто не скажет точно, сколько людей его посмотрело. То ли 70, то ли 90 миллионов. Потому что весь первый тираж стерся от бесконечных показов. Пришлось печатать второй. Конечно же, история феноменального успеха не давала спать продюсерам. При всем национальном колорите, они тщательно конструируют универсальную историю. Так что успех «Экипажу» в прокате обеспечен. Известно, что китайцы (горячие поклонники старого «Экипажа») и даже американцы уже проявили интерес к фильму.

В аду катастрофы взрываются и стены непонимания, клубок личных проблем развязывается (это тоже рецепт Митты), отцы начинают понимать сыновей, летчики уважать летчиц, поссорившиеся влюбленные мирятся. В фильм Лебедева эта тема не просто проникает, но серьезно в нем обживается. «Нам нужна большая беда, — подтверждают не новую мысль авторы, — в беде, войне, катастрофе мы едины и непобедимы». Отчего же мы, разорванные, непонимающие и презирающие друг друга, умеем «взяться за руки» лишь в огне беды и войны?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow