Сюжеты

Правительство организованных и послушных

Что из себя представляет новый кабинет министров Украины

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 43 от 22 апреля 2016
ЧитатьЧитать номер
Политика

Ольга Мусафировасобкор в Киеве

Что из себя представляет новый кабинет министров Украины


Фото: EPA

Формат беседы Игорю Колиушко, специалисту в области государственного управления, я предложила такой: вместо журналистских вопросов будут утверждения. Vox populi по поводу нового правительства Украины редко находит добрые слова. Сопредседателю общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ», главе правления «Центра политико-правовых реформ» придется лишь приводить аргументы и возражать, либо соглашаться.

Гражданская инициатива «Реанимационный пакет реформ» возникла на волне Майдана и объединила полтысячи профессионалов из аналитических центров и бизнеса. Сообщество выработало план преобразований, жизненно необходимых для страны, оказывает интеллектуальное давление на парламент, правительство и сотрудничает с ними, а также проводит разъяснительную деятельность в обществе.

Игорь Колиушко сказал: «Это интересно!» — и согласился.

— У правительства Гройсмана уже на старте нулевой уровень доверия и поддержки людей.

— Сложно сказать, как на самом деле обстоит дело с доверием. Я читал только общие комментарии, но не видел результатов социологических исследований по теме. По-моему, они в последнее время не проводились.

Что очевидно: чаще под критику попадало правительство, меньше — президент. Принято считать, что правительство занимается реформами экономики и государственного управления, а президент — внешней политикой. Соответственно, на внешнем, дипломатическом фронте и на линии настоящего фронта хоть какие-то успехи проявились. Их ставили в заслугу Петру Порошенко. Но экономические реформы двигались слабо, в государственном управлении вообще стояли на месте. Децентрализация — еле-еле, и то на энтузиазме отдельных людей, не благодаря власти, скорее, вопреки. Так сформировался негативный имидж и, как следствие, вывод еще в феврале: правительство надо менять. Вместо этого украинские политики устроили двухмесячные дебаты в худшем стиле.

В правящей коалиции осталось только две партии? О’кей, пусть каждая из них покажет свой вариант нового состава кабмина! Чтобы стало понятно, о чем именно спорят.

Но процесс оказался закрытым от общества. Складывалось ощущение торговли должностями. К тому же не включили в повестку законопроект о внесении изменений в Закон о кабинете министров, который мог бы осовременить министерства, создать условия для ведения политики реформ. Потому рейтинг власти сильно пострадал. В оценках больше нет противопоставления «президент–правительство». Стало понятно, что вся власть зависима от президента.

— Программа действий кабинета Гройсмана написана наспех, «на коленке». Депутаты за нее проголосовали, не обсуждая и, кажется, даже не читая.

— С одной стороны, правильно, что программа принята вместе с формированием правительства. Постсоветская практика, когда новый кабинет месяц или два после утверждения в Раде сочинял себе «дорожную карту», а некоторые вообще без нее обходились, — порочна. Программа должна представляться вместе с составом кабинета министров. Тут, правда, нюанс с Конституцией Украины — парламенту нельзя за них проголосовать одновременно, то есть сразу одобрить документ и объявить вотум доверия министрам.

Но с другой стороны… Формирование правительства в большинстве европейских стран длится две недели. За такой период заранее известные участники процесса согласовывают, кто же претендует на ту или иную должность, чтобы сберечь баланс между партиями и найти лучших исполнителей. Одновременно обсуждают предложения соискателей. Каждый претендент вносит свой вклад, в итоге получается программа, и достаточно времени, чтобы сформировать кабинет.

У нас все выглядит так, что переговоры велись совсем не об этом. Программа тем не менее появилась в срок. Сейчас документ опубликован, хотя до рассмотрения в Раде никто программу в глаза не видел. Думаю, что работали над ней эксперты, привлеченные лично премьер-министром (Гройсманом. Авт.).

Самая общая оценка, в том числе раздела, касающегося государственного управления: правильные вещи, достаточно декларативные. Хоть программа и не должна быть пошаговым планом действий, это фиксация направлений и приоритетных реформ.

— Премьер-министр Гройсман не имеет такого авторитета в МВФ и других донорских организациях, как экс-премьер Яценюк. Получение Украиной финансовой помощи  — под вопросом.

— Сильное преувеличение! Правда в том, что международные институты работают со страной, а не персонально с премьер-министром или министром финансов. Субъективный фактор способен немного ускорить или, наоборот, притормозить процесс. Но смена руководителя правительства не может перечеркнуть существующее сотрудничество с Международным валютным фондом, Мировым банком и другими организациями. Просто когда появляется человек, им неизвестный, требуется дополнительное время, чтобы присмотреться, задать интересующие вопросы.

Да, Гройсман, в отличие от Яценюка, не владеет английским языком. Однако и это не играет решающей роли, мы преувеличиваем доверительность отношений, если украинский и зарубежный государственный деятели общаются напрямую. Так же и с финансовой помощью — помогают Украине, а не премьер-министру.

— Игры в технократов закончились. Украинский политический класс при формировании кабмина показал неготовность выпустить квоты из рук. Значит, коррупция не исчезнет.

— Можно согласиться, что парламент и президентская команда продемонстрировали: назначения в правительство — вопрос личного доверия, личных интересов. Даже рядовые депутаты в разных фракциях в процессе дискуссии мне задавали вопрос: «Как же можно голосовать за законопроекты технического правительства?» «Они нужны стране!» — отвечаю. «Нет, «нужны стране» — отговорки…» Потому оказалось, что техническое правительство у нас пока невозможно, с ним кулуарно не договоришься.

Хоть при отсутствии устойчивой, объединенной коалиции в парламенте используется именно идея правительства технократов. Находят фигуру премьера, которому поручают сформировать из специалистов кабинет. Действует договоренность: вы спасаете страну в кризис, мы даем на это мандат, но вы с нами не конкурируете на следующих выборах.

— В правительстве нет ни одного экспата. В кабинет Яценюка все иностранцы попали по квоте Блока Петра Порошенко. Но кто-то из них «сгорел» как инициатор разоблачения коррупции внутри высшего эшелона, как Абромавичюс, кто-то, как Яресько, не заручился поддержкой политической силы, способной «подтолкнуть» ее кандидатуру. Без экспатов реформы невозможны.

— Я и год назад не считал, что иностранцы в правительстве — панацея! Максимум должностей, убежден, должны занимать украинские специалисты. Но сейчас произошел политический выбор. Думаю, нынешнее правительство формировали под одним углом зрения — чтобы все были организованными и послушными.

Раньше Гройсман активно сотрудничал со многими иностранными консультантами, и с отечественными тоже. Я в том числе консультировал его в сфере децентрализации. Но на этапе формирования нового правительства поведение Гройсмана отличалось от прежней манеры. Нет, он не механически посажен в кресло премьера. Вот как говорили о Яресько — она слишком высоко подняла планку и перестала рассматриваться как претендент на должность руководителя кабмина. Мне кажется, что Гройсман понимал: если он слишком проявит самостоятельность, то не станет главой правительства.

— То, что из правительства убрали иностранцев, — сигнал зарубежным инвесторам: «Сюда не идите, в Украине законы не работают».

— Нет никакой связи! Члены правительства — носители государственного суверенитета. В какой стране, кроме бывших отсталых колоний, вы найдете иностранцев в креслах министров? То же и к техническому правительству относится. Советниками, консультантами — пожалуйста, надо приглашать.

— Иммунитет у правительства Гройсмана на год, но столько кабинет не продержится.

— Есть риск, что его время может быть недолгим. Очень слабая поддержка в Раде. Парламент, конечно, в течение года не имеет права голосовать за недоверие. Но премьер вправе написать заявление об отставке по собственному желанию, как это сделал Яценюк.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera