СюжетыЭкономика

«За все заплатит российский покупатель»

Россия ввела транспортный сбор для перевозчиков из Литвы и Латвии

Россия ввела транспортный сбор для перевозчиков из Литвы и Латвии
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Фуры средней величины (грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн) из Литвы и Латвии теперь должны будут платить за перевозки по России. Таково содержание постановления правительства, опубликованного 22 апреля. Балтийские перевозчики считают убытки, но не особо в обиде — в конце концов, российским фурам на границе Литвы и Латвии тоже приходится раскошеливаться. Проблема в том, что платить за новую транспортную пошлину, в конечном счете, будут российские потребители.

С учетом Латвии и Литвы в списке европейских компаний, которые занимаются транспортировкой грузов и уже платят пошлину в России — 17 стран. Среди них Нидерланды, Швеция, Австрия, Бельгия и другие. В российском правительстве считают новые правила справедливыми: Латвия (в июле 2014 года) и Литва (в декабре 2015 года) первыми ввели платный проезд для российских фур. Правда, Литва тогда объясняла свое решение ответом на систему «Платон», которая распространилась не только на российских, но и иностранных дальнобойщиков.

Как это работает? Система «Платон» действует только для большегрузов (более 12 тонн), которые платят по тарифу за километр. Для иностранных фур от 3,5 до 12 тонн система оплаты другая: они покупают на границе «абонемент» — на сутки, неделю, месяц или год.

Новым постановлением правительство повысило именно стоимость «абонементов»: суточного — с 385 до 850 рублей, годового — с 60 до 120 тысяч рублей. Рост рублевых цен объясняется ростом курса евро, а пополнение списка Литвой и Латвией призвано «увеличить поступления в Федеральный дорожный фонд».

Пока что главная причина переживаний балтийских перевозчиков — отсутствие в документе даты вступления в силу. То есть, машины, которые поедут в Россию на днях, рискуют столкнуться с сюрпризом на границе, а как платить тем перевозчикам, которые уже в России, непонятно — предполагается, что «абонемент» покупается на границе, а не внутри страны. Чиновники от транспорта балтийских стран уже обратились в российское ведомство за разъяснениями.

Глава латвийской ассоциации автоперевозчиков Валдис Трезиньш российское правительство понимает: Россия заставляет платить те страны, где платит сама.

«В постановлении ничего не сказано о большегрузах, — беспокоится Трезиньш. — Надо убедиться, что пошлина не для них — и тогда это полбеды. В конце концов, небольшие грузовики редко используют для международных перевозок».

Действительно, на машины грузоподъемностью до 12 тонн приходится лишь около 10% международных перевозок. На дальние расстояния чаще едут большегрузы, так что по латышам система «Платон» ударила в прошлом году куда сильнее, чем новая пошлина.

«К тому, же объем перевозок в Россию постепенно сокращается, с учетом санкций, — напоминает Трезиньш. — Если несколько лет назад на Россию приходилось 60-70% всех перевозок, то теперь этот показатель — меньше 50%».

Но для тех компаний, которые специализируются на небольших поставках, новая пошлина — настоящее испытание.

«Я уже подсчитала, что себестоимость одной перевозки подорожает примерно на 35 евро», — говорит Нина Елецка, хозяйка компании NKLAT. Ее небольшая фирма попала в число тех, кому особенно не повезло: все машины как раз в категории от 3,5 до 12 тонн, а 99% заказов — по России.

Нина Елецка объясняет: сама система устроена неудобно. С большинством заказов за сутки не управишься, нужно хотя бы два-три дня, но такой опции нет — приходится оплачивать недельный пакет.

«Непонятно, когда закон вступает в силу, — беспокоится Елецка. — У меня сейчас одна машина в Москве, как мне за нее заплатить? Я заплачу, только объясните, куда отправить деньги — нет ведь ни счетов, ни реквизитов. Опять же, я могу отсканировать платежную ведомость и отправить ее водителю, но россияне ведь, как правило, требуют оригинал — как я его передам?»

По словам Нины Елецка, когда начала действовать система «Платон», дополнительные издержки в большинстве случаев брал на себя клиент. Но количество заказов стало сокращаться, а с учетом падения объемов транспортировок из-за санкций, это стало слишком чувствительно для компаний. Поэтому они стали брать издержки для себя: для клиента доставка груза по маршруту Рига — Москва как стоила условную тысячу евро, так и стоит.

Но для крупных компаний, которые возят большие грузы, это терпимые потери. Мелкие предприниматели, которые держат несколько машин средней грузоподъемности, не могут позволить себе тратить на дорогу больше, чем они уже тратят. «Поэтому перевозчикам придется немного поднять цены на транспорт, — говорит Елецка. — Из-за этого поднимется цена на товар. В результате за все заплатит российский покупатель, придя в магазин».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow