РасследованияПолитика

Как ФСБ и СКР проиграли МВД

15 человек, случайно оказавшихся в одной квартире, посадили за терроризм

Этот материал вышел в номере № 44 от 25 апреля 2016
Читать
15 человек, случайно оказавшихся в одной квартире, посадили за терроризм

22 апреля Московский окружной военный судвынес приговор по уголовному делу о подготовке теракта в кинотеатре «Киргизия». 14 мужчин и одна женщина осуждены на сроки от 11 до 13 лет лишения свободы. Среди осужденных и Инял Балакадашев, приговоренный к 11 годам колонии, о котором «Новая газета» писала в июне прошлого года.

В июле 2013 года 26-летний Инял Балакадашев устроился матросом на траулер «Герои Даманского» и полгода провел в море. В конце ноября корабль вернулся в порт приписки, и Балакадашев, взяв отпуск, поехал в Дагестан — навестить родителей. Вечером 26 ноября 2013 года прилетел в «Домодедово», и, чтобы скоротать время, он решил навестить брата Нурмагомеда. Не успели братья Балакадашевы заварить чай, как в квартиру ворвалась полиция и задержала всех, кто там находился.

В одной из комнат квартиры (не в той, в которой жил брат Балакадашева) полицейские изъяли две гранаты РГД-5, две гранаты Ф-1, самодельные гранаты-«хаттабки», «пояс смертника», тротиловые шашки. На следующий день прессе сообщили о ликвидации банды, готовящей террористический акт с участием смертника.

Этим уголовным делом должны были заниматься следователи ФСБ, но они не захотели принимать его в свое производство. Ведь вскоре после ареста всех допросили с использованием полиграфа, и экспертиза показала: ни один из задержанных не имеет никакого отношения ни к терроризму, ни к взрывчатке. Кроме того, следователей смутило, что ни на одном из взрывных устройств и оружии не удалось обнаружить отпечатков пальцев задержанных.

После отказа ФСБ заниматься этим делом оно было отправлено в СКР, где попало в производство следователя-«важняка» капитана Ивана Щербакова, который восемь месяцев тщательно проверял версию, представленную полицейскими. Не нашли ничего, что свидетельствовало бы о подготовке теракта, и 23 сентября 2014 года капитан Щербаков вынес постановление о прекращении уголовного дела по статьям 105, 205, 282 УК РФ. Первый зампрокурора Москвы Александр Козлов согласился с этим и утвердил постановление о прекращении уголовного дела.

Но 17 октября 2014 года заместитель начальника СУ УВД по ВАО отменил постановление следователя Щербакова как «незаконное и необоснованное», а уже 23 октября 2014 года всем задержанным 26 ноября 2013 года снова предъявили обвинение в подготовке теракта и довели дело до суда.

Процесс длился семь месяцев. Ключевыми доказательствами виновности обвиняемых стали показания сотрудников полиции и неких засекреченных свидетелей из числа сидящих в СИЗО. Один из них — «свидетель Васильев», к примеру, дал показания, что обвиняемый Текилов в камере рассказал ему, что он уже давно в «террористическом подполье» и участвовал в терактах в Буденновске и Первомайске. Это притом что на момент этих терактов ему не исполнилось и 6 лет…

Несмотря на очевидные нестыковки собранных материалов, Московский окружной военный суд посчитал вину всех обвиняемых доказанной, да еще и вынес частное определение в отношении следователя СКР Ивана Щербакова, потребовав проведения проверки, как офицер «проморгал» террористов.

Подробности читайте в ближайших номерах «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow