СюжетыПолитика

Конец коалиционеров

Кремль добился своей цели, расколов сторонников Касьянова и Навального

Этот материал вышел в номере № 46 от 29 апреля 2016
Читать
Кремль добился своей цели, расколов сторонников Касьянова и Навального
Михаил Касьянов и Алексей Навальный больше не в одной коалиции. Фото: ТАСС
Михаил Касьянов и Алексей Навальный больше не в одной коалиции. Фото: ТАСС

Есть старая шутка о том, что один социалист — это кружок, два — партия, а уж если социалистов собирается трое, то все это кончается фракционным расколом. Этой легендарной способностью левых к самоорганизации, похоже, заразилась и российская демократическая оппозиция.

Оппозиционеры во главе с Навальным и Касьяновым только-только успели сделать несколько совместных заявлений, постоять на сцене, взявшись за руки, и договориться о выдвижении на выборы в Думу с несколькими известными людьми. И тут же разбежались, обвинив друг друга в смертном грехе недоговороспособности. Незарегистрированная «Партия прогресса» Навального и «Демократический выбор» Владимира Милова заявили о своем выходе из предвыборной кампании «Парнаса». Демократы не сумели договориться между собой ни о процедуре праймериз, ни о формировании списка, в частности вопроса о том, должен ли Касьянов иметь квоту на первое место в нем. Кроме того, Касьянова обвинили в отказе финансировать подготовку к выборам.

Ранее о своем выходе из Демкоалиции заявили Илья Яшин и руководитель юридического отдела Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов. Касьянов в свою очередь назвал поступок своих бывших союзников ошибкой и заявил, что сам он «не вибрирует» — в том смысле, что не намерен отказываться от первого места в списке, которое ему гарантировали изначально.

С электоральной точки зрения это означает окончательный провал — без Навального и его сторонников у «Парнаса» Касьянова не осталось даже теоретических шансов побороться за 5% на федеральных выборах. Весьма туманны и перспективы кандидатов, которые при поддержке Касьянова рискнут выдвигать свои кандидатуры по округам — их не хватит и для того, чтобы закрыть все 225 территориальных образований, не говоря уже о победе над представителями партии власти и так называемой системной оппозиции.

Для тех, кто откололся от организации Касьянова, ситуация еще хуже — у Навального и компании больше нет политической партии, допущенной до выборов без сбора подписей. В Кремле тем самым добились своей цели — непримиримые оппозиционеры технично отсечены от грядущих «чистых выборов».

Вполне вероятно, что команда Навального вскоре объяснит, что в этом и состоял хитроумный план — нам расскажут, что в выборах участвуют только мурзилки, их нужно бойкотировать. Пока же Навальный делает заявление о том, что «коалиция останется существовать как политическое объединение» — то есть нам предлагают абсурдный сценарий, когда при полном разладе среди лидеров избиратели все равно послушно проголосуют за «правильную идею».

С точки зрения профессиональных компетенций оппозиционеров это означает, что команда Навального не слишком готова к большой политической работе в принципе — ее потолком были выборы мэра Москвы в 2013 году, где можно было обойтись без компромиссов. Это верно даже в том случае, если вина за раскол оппозиции лежит скорее на Касьянове, который пытался единолично контролировать работу демократов и отвергал все предложения Навального и Яшина. Последние в любом случае сами сделали электоральную ставку 2016 года на партнерство с бывшим премьер-министром. Жертвами амбиций коалиционеров стали в итоге те немногочисленные избиратели, которые верили в то, что в России возможна альтернативная политика и политики. И совсем некрасиво получилось с теми, кто поверил оппозиционерам и записался кандидатами на их праймериз — например, как в случае с историком и обозревателем «Новой газеты» Андреем Зубовым.

Итоги переговоров бывшей коалиции приходится сравнивать с работой Льва Шлосберга по приглашению к сотрудничеству с «Яблоком» независимых московских политиков и публичных лиц. Шлосберг рассказывал в интервью «Новой газете», что переговоры под светом софитов не любит и не понимает, и это совсем не помешало ему договариваться с Дмитрием Гудковым, Владимиром Рыжковым и, возможно, Александром Винокуровым. Позиции партии очевидно усилят популярная в Карелии избранный мэр Петрозаводска Галина Ширшина и известный экономист Игорь Николаев.

Остается надеяться, что руководство «Яблока» не повторит ошибок «Парнаса» и сможет выставить действительно сильный консолидированный список. Время для завершения этой работы есть. И с учетом того, что часть избирателей «Парнаса» теперь будет вынуждена проголосовать за кандидатов, идущих от партии Явлинского, бывшим членам Демкоалиции тоже стоит задуматься о своих вариантах. Возможно, предложение Явлинского по объединению всех демократических сил вокруг списка «Яблока» было не таким уж плохим и нереалистичным — с учетом того, чем закончилась попытка романа с Михаилом Касьяновым.

Кирилл Мартынов

Изображение

Комментарии

«Новая газета» попросила бывших участников Демократической коалиции рассказать о своих дальнейших планах и объяснить причины раскола в рядах оппозиции.

Леонид Волков, «Партия прогресса»:

— На выборах в США полгода назад были люди, которые собирались голосовать за Марко Рубио, но теперь Рубио нет и в помине, а голосовать им все равно предстоит. Придется как-то поменять свои предпочтения, выбрать кандидата. То же самое придется сделать тем, кто собирался голосовать за Демократическую коалицию.

Развал коалиции случился не только из-за нечестной игры со стороны Касьянова. Мы просто увидели, что нет у этого списка никаких шансов не только на преодоление 5%, но и 1% барьера.

«Парнас» взял на себя всю организационную часть. В итоге до сих пор нет штаба, ресурсов — организационная часть работы была провалена.

Я буду очень удивлен, если список во главе с Касьяновым наберет больше 1%.

Константин Мерзликин,

— Коллеги предложили пересмотреть ряд основных пунктов, которые были достигнуты в декабре прошлого года и в рамках которых мы вели работы все последние пять месяцев. Они были очевидным образом связаны с фильмом, который был показан на НТВ. После этого коллеги заявили, что это меняет ситуацию и является серьезным основанием для пересмотра базовых договоренностей, касающихся общефедерального формирования списка на выборах.

Я являюсь председателем выборной комиссии, статус не позволяет совмещать участие в избирательной кампании. Что касается других кандидатов, а таких больше ста человек, я не знаю, собираются ли они снимать свои кандидатуры. Единственное, что Владимир Милов принял решение не участвовать в выборах.

С Демкоалицией ничего не случилось. Все обязательства, которые партия «Парнас» дала участникам этого процесса, они на 100% будут выполнены. Список будет сформирован по итогам праймериз. Ровно в рамках тех договоренностей, которые были. Единственное, что изменилось: Алексей Навальный остался не удовлетворен нашей неготовностью что-то менять в правилах игры.

Как я его понял, он не намерен включать все свои ресурсы и мощности, которыми он располагает, для поддержки всего этого процесса, потому что он лично считает, что все это ориентировано на неуспех. Я думаю, что это большая ошибка. Еще ничего не случилось фатального, все еще может быть исправлено по ходу дела.

Любовь Соболь, «Партия прогресса»:

— Центральный совет «Партии прогресса» проголосовал за выход из Демократической коалиции. Однако сохраняется возможность участия в выборах в личном качестве. Я такой возможностью воспользовалась, по-прежнему претендую на участие в избирательной кампании по Центральному одномандатному округу Москвы.

В среду состоялся последний совет Демкоалиции в изначальном составе. Расхождения с «Парнасом» были по разным моментам. В частности, по первому месту в списке: абсолютное большинство сторонников нашей партии призывали наших лидеров биться за праймериз по всем местам федерального списка.

«Партия 5 декабря» направила официальное письмо (руководству коалиции) с предложением провести праймериз по всем позициям федерального списка, и вчера за это проголосовали все члены Демократической коалиции, кроме партии «Парнас».

Мне очень жалко, что так получилось. Может быть, было бы лучше найти компромиссное решение, но теперь уже ничего нельзя сделать.

Лично я намерена стать объединенным оппозиционным кандидатом от ЦАО, для этого я разговариваю не только с «Парнасом», но и с «Яблоком», с «Открытой Россией» — со всеми, кто готов меня поддержать.

Владимир Милов, глава «Демократического выбора»:

— Разногласия были вокруг фигуры Касьянова как лидера списка, который получил это место без конкурса, без участия в праймериз. Коллеги по Демкоалиции в нынешней ситуации поставили вопрос о том, насколько это справедливо.

Изначально это было очень сложное решение (выдвижение Касьянова на первое место списка.ред.) и было навязано Касьяновым как председателем партии, которая выдвигает список. И это делалось с давлением на остальных участников коалиции, но мы пошли на этот шаг не потому, что мы все любим Касьянова.

Во-первых, мы пошли на уступки, чтобы сохранить коалицию. Это был наш жест доброй воли, мы не выстроились перед Касьяновым солдатами.

А во-вторых, это было не безусловное решение. Сейчас довольно странно смотреть, когда многие говорят, что раз приняли решение сделать Касьянова первым номером, он получил индульгенцию делать все, что ему заблагорассудится. Вовсе не так. В обмен на наше согласие сделать его первым в списке без конкурса, он, по сути, принял на себя много обязательств.

Прежде всего достойно представлять себя как лидера нашей коалиции, у нас накапливались разные вопросы на эту тему. Мы считаем справедливой постановку вопроса об исполнении этих обязательств. Мы попытались это сделать, но Касьянов отверг саму дискуссию.

Выдвижение списков в июне, и может произойти чудо: позиция Касьянова изменится. Но в последний месяц, когда у нас возникли кризисные явления, Касьянов отказывался двигаться навстречу диалогу с коллегами и твердо настаивал на том, что за ним сохраняется первое место и в праймериз он участвовать не хочет. Если произойдет чудо и Касьянов скажет: «Извините, ребята, я был не прав», все будут только рады.

Своих соратников по партии не призываю сниматься с праймериз. Подавляющее большинство наших участников праймериз — люди из регионов. Я думаю, что они вполне смогут участвовать в выборах по одномандатным округам.

Подготовили: Александра Копачева, Ольга Просвирова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow