Сюжеты

Реформу комиссовали

Премьер-министр предложил президенту сообща оценивать эффективность работы министров

Фото: «Новая газета»

Политика

Анна Байдаковакорреспондент

Премьер-министр предложил президенту сообща оценивать эффективность работы министров


Фото: правительство РФ

Правительство затевает новую административную реформу. Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину ввести показатели эффективности KPI для министерств, а для контроля над выполнением собрать специальную комиссию. Руководить ею, по замыслу Медведева, должен сам президент, а премьер-министр должен стать его заместителем. Входить в состав комиссии должны депутаты, сенаторы, сами министры и эксперты. По данным газеты «Ведомости», Путин одобрил план. Эксперты не ожидают, что реформа повысит эффективность правительства — как не удалось это сделать в ходе предыдущих реформ.

Очередной призыв к административной реформе — не более чем вышедшая на поверхность борьба элит, считает Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова. Алексей Кудрин, вновь призванный во власть (он возглавит совет Центра стратегических разработок), ранее озвучивал идеи очередных преобразований во власти, но премьер успел перехватить у него повестку.

«Близятся выборы, а у населения — стойкое ощущение, что государство работает плохо. Со стороны реформаторского крыла власти — Грефа, Кудрина — постоянно звучит идея реформы госуправления, и Дмитрий Анатольевич решил перехватить инициативу, — полагает Гонтмахер. — Происходят внутриэлитные разборки, и, возможно, люди пытаются выстроить свои будущие позиции».

За время правления Владимира Путина правительство реформировалось уже несколько раз, самая крупная реформа произошла в 2004 году, ее автором считают первого замруководителя президентской администрации Дмитрия Козака. Тогда от 30 министерств, которые были в правительстве Михаила Касьянова, в кабинете нового премьера Михаила Фрадкова осталось 17. Органы исполнительной власти были разделены на собственно министерства, которые могут предлагать законы и издавать нормативные акты, и на агентства и службы, которые выполняют решения министерств, плюс надзорные органы, которые следят за исполнением задач.

В результате прекратили существование Министерство имущественных отношений, Министерство по налогам и сборам, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по связи и информатизации, по атомной энергии, путей сообщения — их полномочия были переданы соответствующим федеральным службами и агентствам. Функции министерств юстиции, природных ресурсов, транспорта, труда и социального развития были в существенной степени перераспределены между новыми министерствами, агентствами и службами.

В результате слияния министерств и ведомств были образованы Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство промышленности и энергетики, Министерство транспорта и связи. В 2008 году некоторые изменения были отыграны назад, например, вновь появилось упраздненное до этого отдельное Министерство энергетики.

Еще во время прошлой реформы, в 2004 году, были введены показатели эффективности министерств, о которых идет речь и сейчас, но к улучшению результатов они не привели, считает Евгений Гонтмахер, с ним согласен Олег Буклемишев.

Олег Буклемишев,
помощник премьер-министра в 2000—2003 годах:

«В 2004 году установили для каждого министерства показатели деятельности — правда, назывались они не KPI, — и каждый год министры должны были отчитываться. Но это постепенно сошло на нет и не оказало влияния ни на экономическую политику, ни на государственное управление. Доклады становились все более формальными, никаких оргвыводов не делалось, для объяснения неудач стали ссылаться на объективные форсмажорные обстоятельства, и в конце концов все это просто втихаря прекратили, — говорит Евгений Гонтмахер. — Сначала политическая воля для реформы была, а на втором этапе нужно было делать систему более открытой, и на это воли уже не стало. Потому что на самом деле все эти KPI должны устанавливаться извне: например, парламентом, когда это дееспособный парламент, и если правящая партия не справляется — люди голосуют за другую».

«Предыдущая попытка административной реформы отделалась исключительно косметическими изменениями, коренные проблемы госслужбы решены не были, — считает Олег Буклемишев. — Работа правительственных чиновников слишком сложно измеряема, потому что они занимаются бумагами. Реформа должна ограничивать роль государства в экономике, делать государство подотчетным. У нас кто-то был уволен в последние годы за провал вверенного направления работы? Из старших управленцев — никто».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera