СюжетыПолитика

Винницкий путь: тест-драйв

Чего ждать от нового премьера Украины Владимира Гройсмана

Этот материал вышел в номере № 46 от 29 апреля 2016
Читать
Чего ждать от нового премьера Украины Владимира Гройсмана
Швейцарский трамвай на главной улице Винницы
Швейцарский трамвай на главной улице Винницы

Две недели назад премьер-министром Украины стал 38-летний Владимир Гройсман. Теперь ему предстоит приводить в порядок воюющую страну с «отдельными районами», которые фактически не контролируются государством, тяжелыми проблемами в экономике и перманентным политическим кризисом. Самый молодой глава правительства в истории Украины до этого восемь лет занимался реформами на посту мэра 350-тысячной Винницы. Спецкор «Новой газеты» Наталия Зотова выяснила, каким его запомнил родной город.

19 тысяч фонарей

«Кто я для него был? Какой-то специалист второй категории. Но если встретимся в вестибюле — всегда руку пожмет. Он тут недавно приезжал к нам, мы шутили — руку неделю не буду мыть, с премьером поздоровался!»

Так вспоминает бывшего мэра Владимира Гройсмана седой Иван Курпель, руководитель службы «Цiлодобова варта» при городском совете Винницы. Новинку — «круглосуточный дозор» — ввели при Гройсмане. «Раньше в городе было несколько дублирующих друг друга горячих линий. Но мэр нам сказал: «Нет вопросов, которыми вы не занимаетесь», — вспоминает Курпель. 14 операторов принимают по 12 тысяч звонков в месяц, а занимаются практически всем: от открытых канализационных люков до детских садов и не в срок принесенных старушкам пенсий. Обращение вносится в онлайн-таблицу, в ней его тут же видит соответствующее ведомство. На сайте городского совета есть карта, где любой человек может ставить метки о неполадках: эта информация тоже попадает на «Цiлодобову варту» в табличной форме. Гройсман подошел к делу системно: на единый софт перешли все городские службы и некоторые государственные, подчиняться решению городского главы не обязанные.

Глава IT-отдела Владимир Романенко как анекдот рассказывает, что единственным сотрудником отдела на момент прихода Гройсмана к власти в 2006 году был дедушка, который и компьютером толком не владел: если что-то не работало, нанимал для починки частную фирму. Когда в горсовете обосновался самый молодой мэр в стране, пошла компьютеризация работы. Каждую пятницу он проводил экзамен на компьютерную грамотность: сотрудники тянули жребий.

«В холле, где сейчас диваны, был магазинчик с алкоголем, подарочными пакетами и цветами. То есть человек закупился — и пошел решать вопросы. Был целый класс «решал», — рассказывает глава пресс-службы мэра Алиса Мысловская. — Ходить по этажам больше нельзя, мы поставили турникеты». Общение граждан и власти теперь происходит на первом этаже горсовета, в «Прозрачном офисе». Стен и кабинетов там нет, только широкий опенспейс со стеклянными стенами: первая попытка взятки была засечена здесь только в начале 2016 года. Специалисты разных служб собраны в одном зале.

«Есть гражданин и есть государство, а какой орган за что отвечает — это не проблемы гражданина», — объясняет подход руководитель «Прозрачного офиса» Евгений Ищук. Здесь гордятся, что система появилась в 2008-м, даже до аналогичной реформы в Грузии, просто шуму меньше наделала. А с 2012 года единые центры оказания услуг обязательны по всей Украине, но на деле существуют далеко не везде.

Одного сотрудника достаточно, чтобы следить за всеми фонарями. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»
Одного сотрудника достаточно, чтобы следить за всеми фонарями. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

На компьютерную систему перешел и Горсвет. Одного юноши в красной рубашке за мониторами достаточно, чтобы следить за фонарями во всем городе: короткое замыкание, перегоревшие предохранители, отсутствие подачи тока отражаются в системе, и электрикам не нужно разбираться, что произошло, — только починить. Их машины оснащены GPS, оператор видит их на карте. Интересно, что город из бюджета выдал кредит предприятию: и систему построили, и деньги вернулись в казну. До 2006-го во всей Виннице было 1600 фонарей, а за правление Гройсмана добавилось 19 тысяч. Третий год, меняя фонари, вместо привычных натриевых ламп ставят светодиодные: они дороже, но долговечнее и экономят 50% энергии.

Сотрудникам мэрии новый голова устроил переаттестацию, побеседовав с каждым и сократив 110 человек. Опоздание на работу стало «стоить» 10% премии.

«В 2011 году он сломал нас через колено, — вспоминает директор департамента административных услуг Ирина Копчук: она работает в горсовете с 98-го года. — Для нас это было страшным стрессом, пока мы не почувствовали эффект от новаций. Он реально поломал у нас всю систему, думаю, поломает и в правительстве», — не без удовольствия добавляет она.

«Он сейчас всех саккумулирует в одну жесткую вертикаль, и к осени вся Украина это почувствует», — поддерживает гендиректор «Винницкой транспортной компании» Николай Форманюк. Винницкий автопарк загибался, говорит директор, в том числе из-за маршруток: «Троллейбус брали в клинч и забирали всех пассажиров. И ездить было небезопасно: маршрутки же бесконтрольные, выезжали без техосмотра, без медосмотра…» Теперь с частниками у города договоры, единый график и контроль. Два новых маршрута при Гройсмане добавили трамваю, проложив новые рельсы, маршруты разрабатывает для мэрии автомобильная кафедра при местном политехническом университете. Сами трамваи (1966 года постройки, но после ремонта, уверяет Форманюк) городу подарила Швейцария: их в городе 116 и еще один свой, новенький — Вин-way («Винницкий путь»). Работа штучная — пилотный экземпляр собрали за полгода, прямо здесь, в депо, разобрав до платформы старый пражский трамвай. Львовский завод предлагает новые трамваи за 26 миллионов гривен, а этот обошелся в 4. Полностью переделать в новые собираются еще 30 штук. «В первые дни на нем выручка была в два раза больше, — голос директора звенит от гордости. — Все хотели на нем прокатиться».

Директор новой котельной за пультом управления
Директор новой котельной за пультом управления

Европейская площадь

На свою первую работу Владимир Гройсман устроился в 14 лет — слесарем, в 16 стал коммерческим директором на предприятии своего отца — частном предприятии «Юность» (от имени рынка на проспекте Юности). В 22 избрался в депутаты горсовета, а мэром стал в 28. В феврале 2014-го, сразу после Майдана, Яценюк пригласил Гройсмана стать вице-премьером: его задачей была децентрализация власти. Осенью того же года он стал спикером Рады.

Приглашать европейскую третью сторону — узнаваемая тактика Гройсмана. «Что там за делегация пошла?» — буднично интересуются друг у друга сотрудники мэрии. Они привыкли, что в горсовет все время водят зарубежных гостей. Сотрудничество с Европой наладил именно Гройсман: кроме трамваев в городе появились две котельные по европейскому стандарту — их оплатила Швейцария. Одна на газе, другая — на щепе, на Украине от дорогого, к тому же российского, газа стараются уходить. «Провели здесь исследование по рынку щепы, — вспоминает директор. — Предложения не было, пока не появился спрос, а теперь очень много». 4% городских домов экономят 20–30% энергии — следовательно, меньше платят.

Винница. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»
Винница. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

«Мне с первых моментов понравилось, что человек заточен на результат, а не на процесс. Пока идет процесс, можно по-тихому нахимичить чего-то. Когда пришел мэром, разрабатывали концепцию, стратегию европейского города. Хотя в то время от Винницы до Европы была большая яма», — вспоминает Виктор Бронюк — музыкант, он в первые годы Гройсмана-мэра работал в горсовете.

В Европу Гройсман тянулся давно. В 2008 году мэрия подготовила стратегию развития Винницы как европейского города до 2020 года. Когда Украина должна была подписать соглашение о евроассоциации, Гройсман решил назвать площадь возле водонапорной башни — визитной карточки города — Европейской площадью. Через несколько дней стало известно, что никакой ассоциации не будет.

Винницкий майдан начинали местные журналисты и Бронюк, в фейсбуке он предложил собраться на «Париже» — так в народе называлась площадь с часами, под которыми назначали встречи влюбленные (теперь ее переименовали в честь героев Небесной сотни). После избиения студентов в Киеве туда пришел Гройсман, пообещал, что в Виннице такого ни за что не случится, и оплатил сцену и звук.

«Гнали как паршивого пса»

На «Париже» стоят памятники Майдану — брезентовые елочки с портретами Небесной сотни, подставками которым служат покрышки. Каждое воскресенье здесь народный сход. «У нас Майдан не прекращается», — говорит брюнетка средних лет в темных очках, отказавшаяся представиться российскому журналисту. Зато признается, что она предприниматель, и ругается на мэрию — бизнес заставляют за свой счет ремонтировать фасады зданий, мостить тротуар перед магазином. Кажется, все остальные на сходе — глубокие пенсионеры.

«Мы разве его не гнали на Майдане как паршивого пса? У него же морда лица в телевизор не влазит. «Гройс» — значит великий, а «ман» — мания, я так считаю. Мания у него, не может не красть!» — поддерживает другой оратор, Михаил Серенчук.

Припоминают Гройсману, как в первые годы своего мэрства он очистил от торговли улицу Коцюбинского: от рынка до самого вокзала тянулись торговые ряды, приезжающих в город встречали развалы колготок и лифчиков. Критики уверены, что торгующие пусть и за взятки, но получили разрешения у прошлого мэра, так что стоять там имели право.

В первые же годы в городе переложили асфальт — до этого капитальный ремонт дорог проводили к Олимпиаде-80. Ремонт тоже встретили с недоверием, едва ли не все встреченные мной жители слышали, будто бы заказ тогда выполнял асфальтовый завод отца Гройсмана. «Воруют все, всегда и везде, — пожимает плечами винничанка Наташа, гуляющая в парке спального района Вишенка с мужем и овчаркой Фредом. — Но некоторые только для себя, а другие и для людей что-то делают. Гройсман был единственный мэр, кто что-то делал». Избираясь на второй срок в 2010-м, Гройсман набрал 77,8% голосов.

«Да, говорят — мол, другие воруют с убытка, а Гройсман с прибыли. Но я не согласна с тем, чтобы вообще воровали, — возражает популярному мнению активистка «Автомайдана» Таисия Гайда, называющая себя оппозицией городской власти. — В 2013-м мы воевали с властью, прошло два года — опять воюем, хотя, казалось бы, должны быть сейчас на одной стороне баррикад». Таисия занимается помощью вернувшимся с Донбасса бойцам и семьям погибших. Признает: мэрией выделяется 130 тысяч гривен семье каждого погибшего, одна из самых больших сумм в стране. «Он город реально причесал, вопросов к нему с этим нету, — говорит Таисия о бывшем мэре и открывает на сайте горсовета страницу с бюджетом, теперь в стране по закону бюджет открытый. — Ну вот, на фестиваль живых фигур за один день потратили 80 тысяч гривен. Я не уверена, что стоит делать такие праздники, когда денег не хватает на элементарное».

Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»
Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

Главные народные гулянья в Виннице происходят в День города, День Европы (он тоже отмечается по всей Украине) и на весеннем открытии танцующего фонтана. Крупнейший в Европе плавучий фонтан в реке Южный Буг построен за деньги фабрики Roshen — их в Виннице две, за что ее называют «городом шоколада». Вообще, Гройсмана принято считать человеком Порошенко. «Важным предприятием для Винницы остается Roshen. Можно этим в какой-то мере обосновывать успех Гройсмана — он работал в связке с Порошенко», — отмечает директор украинской школы политических исследований Игорь Когут. Реформы Гройсмана в 350-тысячном городе невозможно масштабировать на всю страну, считает он: «Единственное, что масштабируется, — сумасшедшее желание быть историей успеха. Почему Гройсман так боролся за свою старую команду на новом месте: у него мало времени, но он ни в коем случае не позволит себе неуспеха».

Время поджимает. Составленная из множества разных сил Рада на грани развала. Поддержка двух самых больших по величине фракций в парламенте — Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» Яценюка — катастрофически упала, судя по опросам. Возвращающим популярность «Батькивщине» Юлии Тимошенко и «Оппозиционному блоку» (бывшей «Партии регионов» Януковича) выгодны досрочные выборы — а новая Рада сможет сформировать новое правительство. Люди перестают верить в изменения и пришедших на волне Майдана политиков. У Гройсмана, в отличие от ушедшего в отставку Яценюка, нет своей фракции — только доверие президента с падающим рейтингом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow