СюжетыОбщество

Первомай, невидимый простым глазом

Пролетарскую пасху в Москве отмечали не только коммунисты. В этот день за свои права боролись геи, бомжи и кошки

Этот материал вышел в номере № 47 от 4 мая 2016
Читать
Пролетарскую пасху в Москве отмечали не только коммунисты. В этот день за свои права боролись геи, бомжи и кошки
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»

В Москве нет бразильского карнавала, но есть зато Первомай. День, когда все смешалось и сплелось: красные флаги, пасхальные куличи, геи, бомжи и довольно свирепая Росгвардия. Правда, ничего из этого не может конкурировать с шашлыками и выездом за границу. Город опустел. Ощущение, что остались только фрики и люди, у которых не хватает денег на развлечения. И начался карнавал.

Восемь шествий, девять митингов. Самый большой — профсоюзный на Красной площади при участии «Единой России». Много тысяч, по официальным сведениям, сто. Остальные меньше — человек по триста—пятьсот. В центре города — портреты Сталина и Маркса, флажки «СССР», много людей в форме Великой Отечественной (чтобы два раза не вставать, все равно Девятое мая скоро). Во главе колонны — мэр. Среди требований: убрать дикие рынки и ларьки! У кого требуют, непонятно. Ведь высшая городская власть — вот она, идет рядом. Еще один лозунг: «Нет — росту налогов и цен! Да — росту зарплат и пенсий!» Тоже загадка. У кого может требовать такие вещи правящая партия? У самой себя? У небес?

На Пушкинской — митинг ЛДПР, тут речи совсем другие. Жириновский заявил, что будет говорить, пока не пойдет дождь. А погода как назло удалась. Солнышко, тепло, ни одной тучки в небе. И он все говорил, говорил. После каждой фразы восклицательный знак: «Поднялись русские самолеты и разогнали дождевые облака! Никогда над Берлином, Парижем и Римом никто не сможет разогнать облака! Сегодня наши спутники в космосе! И американцы мучаются! У нас лучшие в мире танки! Тыща двести отцов и матерей, которые плачут уже семьдесят лет! Только наша страна достойна уважения! Губернаторы от ЛДПР лучше, чем другие губернаторы! Вместе давайте бороться с химерой построения коммунизма! Я вас всех поздравляю! Это весна! Это лето!»

Заиграла песня «Люди встречаются, женятся», а Жириновский пустился в пляс. И началась давка за бесплатной гречневой кашей под майонезом «Донской». Кого-то даже помяли. Инвалиды, старики, люди с потемневшими лицами и железными зубами. Плюс бойкая молодежь. Парень в спортивном костюме, который выхватил кашу одним из первых, вдруг заорал: «Народ, не давитесь за кашей, она невкусная!»

А в это время жизнь в городе шла своим чередом. Последний раз катились по улицам троллейбусы. Второго сразу восемь маршрутов в центре отменены: по Тверской и Моховой улицам, Воздвиженке и Новому Арбату, Охотному Ряду, Кремлевской набережной, Волхонке, Бульварному кольцу, Большой Лубянке, Сретенке и Мясницкой улице. Без троллейбусов остались Пречистенка, Остоженка, Петровка, Каретный Ряд, начало проспекта Мира и Кутузовского проспекта.

Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»

Зато заработали фонтаны. Если что-то где-то убавилось, то в другом месте должно прибавиться. По реке поплыл кораблик, на котором устроили пасхальный бранч, что само по себе звучит мило, а в парке «Сокольники» пролетарский праздник с помпой отпраздновали кошки: открылась выставка «Мир! Кот! Май!». Кошки разные: пушистые и бесшерстные, крупные и миниатюрные, спокойные и игривые. Здесь, как обещают организаторы, можно познакомиться с новым другом. А если кошки вам вдруг отвратительны, то в эти дни по всему городу идут вечера быстрых знакомств, раз — и готово.

Свой лозунг у желающих похудеть и фитнес-центров: «Жир, труд, май». Звучит вполне по-пролетарски, а что?

Согласно опросам Левада-центра, Первомай празднует около половины россиян. Вопрос как. Треть населения использует праздник, чтобы встретиться с друзьями и близкими, четверть проведет его на природе. Каждый пятый едет на дачу. Такие данные.

Самый веселый митинг в этот раз вышел у прогрессивных левых. В том смысле, что кончился задержаниями. Они шли от Самотечной площади к театру Советской армии, она же Российская. И все бы хорошо, но вмешалось провидение в лице Дмитрия Энтео и его радикально-православной «Божьей воли». Поскольку в шествии участвовали ЛГБТ-активисты, Энтео было не избежать. Вот так всегда: у кого-то День солидарности трудящихся, у кого-то Пасха, а у него всегда гей-парад.

Накануне Энтео написал на своей страничке «ВКонтакте»: «ПАРАД СОДОМИТОВ НА ПАСХУ В МОСКВЕ. ТЕБЕ ВСЕ РАВНО? Итак, на Пасху в Москве планируется гей-парад. Мы не исключаем, что содомское лобби во власти смогло их покрыть и они попытаются снова осквернить наш город. Я призываю со всей серьезностью подойти к данному мероприятию, позвать всех своих крепких и решительных братьев, и придти туда, чтобы в рамках закона, вежливо, попросить органы правопорядка остановить данную провокацию, которая нарушает УК РФ. Можно так же попытаться поговорить с ЛГБТ-активистами, чтобы устыдить их, но говорить нужно аргументировано, так, чтобы ни у одного из них даже помысла не возникло повторить что-то подобное в будущем».

И вот наступил момент истины. У эстакады — шесть автобусов Росгвардии. Спрашиваем: «Зачем вы сюда пришли? Ожидаются беспорядки?» — «Тут митинг: лесбиянки, анархисты и прочий сброд. Защищать их не будем, будем за порядком следить».

Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»

На колокольне Троицкого подворья звонят колокола. Анархисты демонстрируют красно-черные флаги на пластиковых древках. С кем-то разговаривает по телефону девушка в майке «Я буду раскачивать лодку». Парень с добродушной физиономией играет на глюкофоне: «Это наш пролетарский инструмент. Он сделан из двух баллонов на токарном станке. Зря говорят, что пролетарская музыка немелодична. Вот послушайте: бом-бом!»

Короче, все безобидно. А Алексей Фомичев, политолог из «Божьей воли», полон сомнений и тревог: «К сожалению, на Пасху наши власти разрешают шествие проклятых содомитов. Я допускаю, что с их стороны будет применяться насилие». То есть геи и лесбиянки его, такого плотного, здорового, взрослого мужика, возьмут и побьют. Становится за него тревожно.

— Алексей, а Первое мая вы празднуете?

— Никогда. Мы знаем, какой разврат был в СССР. Социалисты и содомиты всегда идут рука об руку! Адекватной мерой, наверно, была бы смертная казнь. И желательно публичная, чтобы люди видели, что за это бывает.

Кто-то из православных активистов кричит в сторону леваков: «Твари!» Другой объясняет полицейскому: «Вы понимаете, они (кивает в сторону митингующих) нас провоцируют!» Фомичев эмоционально разводит руками: «Это оскорбление чувств верующих».

Человек по имени Авдий (до крещения Виктор, как он нам объяснил) достает рукописную икону: «Это святой покровитель гомофобии, Иоанн Влах. Греческий мученик». Из дальнейшего следует, что святого перед смертью пытался изнасиловать мусульманин, за что борцы из «Божьей воли» и назначили его своим патроном.

«Содомиты должны скрывать свой грех, — говорит Авдий, — у меня есть знакомый, он работает в православном журнале, так вот он содомит, но ничего не пропагандирует, страдает, кается, хоть и продолжает свои дела».

Совсем юный короткостриженый парень, на вид лет 17—18, объясняет: «Менты не против, чтобы мы тут устроили, но говорят, делайте не в сквере, а после шествия».

Его приятель Никита учится в МГУ, на лингвиста. Свою позицию объясняет иначе, чем православные радикалы: «Я не против ЛГБТ, я против левых и особенно ультралевых». Из политических режимов предпочитает режим Франко в Испании и Пиночета в Чили. «Монархия тоже неплохо, конституционная, но восстановить уже не удастся».

Результат всего этого — одиннадцать задержаний. Камень преткновения — радужные флаги и вообще гей-символика. Тех, у кого она есть, планомерно выхватывает из толпы полиция, довольно жестко, иногда с избиением. И ведет в автозак. Все это — под радостные вопли православных активистов, наблюдающих из-за забора. В протоколе пишут: нарушение порядка проведения публичных мероприятий; вторглись на мероприятие с собственной повесткой. Что явная ложь, никто никуда не вторгался. Просто полиция и ее друг Энтео считают гей-символику запрещенной, а организаторы нет.

Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»

Один из старейших анархистов России журналист Влад Тупикин говорит:

— Это уже четвертая или пятая демонстрация, когда мы все вместе. РСД (Российское социалистическое движение), анархисты, «Радужная ассоциация», феминистки, ЛГБТ-активисты… Все неавторитарные радикальные левые. Единство начало складываться еще до Болотной, а закрепилось на «ОккупайАбай». Это естественное объединение. Выросло новое поколение, у которого другие ценности, не сталинистские, не советские. Поколение, которое чуждо советскому консерватизму. И есть угнетенные группы: мигранты, ЛГБТ, женщины.

— Энтео говорит, что то, что происходит сегодня — кощунство. Имеется в виду Пасха. Интересно, много из присутствующих празднует этот праздник?

— Кто-то празднует, кто-то нет. Я лично не купил сегодня кулич только потому, что не было денег. А вообще не вижу никакого противоречия.

Его слова подтверждает поэт Кирилл Медведев, активист РСД:

— Перед тем как прийти сюда, мы с подругой красили яйца и сразу их съели. Проблема надумана. Я сам видел здесь, как люди поздравляли друг друга не только с Первомаем, но и с Пасхой. Почему нет?

Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»
Фото: Виктория Одиссонова, специально для «Новой газеты»

…А другие православные активисты, не «Божья воля», на площади трех вокзалов в тот день кормили бомжей. Тех, кому, если вдуматься, по праву принадлежат оба праздника. Столы, музыка, транспарант. В обычные дни тоже кормят, менее пафосно, но регулярно, каждый день на вокзал кто-то приносит горячую пищу в пластиковых боксах, и так последние девять лет.

За железнодорожной насыпью — целая толпа. Большинство на улице уже давно. Ночуют кто в электричках, а кто прямо здесь, в кустах. Для них приготовили 70 литров супа, плов, 400 куличей и около 600 яиц.

Группой волонтеров, она называется «Люди вокзалов», руководит отец Федор Котрелев, в прошлом журналист «Коммерсанта». Здесь тоже есть проблемы с полицией: полиция пыталась разогнать собравшихся к обеду бездомных. «Говорят, не положено, идите в закуток между Ярославским и Ленинградским вокзалами, но мы их убедили, что тут мы каждый год собираемся, и нам все-таки разрешили остаться.

37-летняя Юля, волонтер, методы Энтео называет провокационными. «Это не православные методы». — «А какие православные?» — «Деятельная помощь, дела любви». С ЛГБТ Юля бороться не спешит, хотя и не считает однополые отношения нормальными: «Жизнь, конечно, борьба, но не хочется заниматься ею в чистом виде. Лучше делать что-то полезное все-таки».

Изображение

Всего они накормили в тот день около двухсот человек. Уже немало. Вероисповедания и национальности не спрашивали, кормили всех, кто пришел. Под конец этой невеселой пасхи для бедных волонтеры поздравляют отца Федора: «Христос воскресе!» Тот отзывается: «Воистину воскресе», — и спрашивает: «Ну что, теперь по домам?»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow