СюжетыОбщество

Добрые дела затягивают. Однако и злые — тоже

Волонтеры едут в детский центр, где воспитывается уже третье поколение неблагополучных детей из одних и тех же семей

Этот материал вышел в номере № 47 от 4 мая 2016
Читать
Волонтеры едут в детский центр, где воспитывается уже третье поколение неблагополучных детей из одних и тех же семей

В Каширский реабилитационный центр для несовершеннолетних волонтерская группа Darkhorse едет впервые. Как выбрали это место? Просто обзвонили несколько интернатов, детских домов, реабилитационных центров. Бывает, что где-то волонтеров отказываются принимать, но чаще соглашаются, ведь волонтеры не только развеивают скуку. Часто они еще и материально помогают.

Встретиться договорились у метро «Красногвардейская». Отсюда до реабилитационного центра идет прямой автобус. Брожу у выхода, приглядываюсь к прохожим, чтобы не пропустить единственную знакомую из сегодняшних волонтеров. Неожиданно из перехода выбегают несколько человек с рюкзаками, кто-то кричит мне: «Быстрее, быстрее!» Хрупкая энергичная Катя запрыгивает в автобус, выпрыгивает из него, пересчитывает нас, бежит к кассе. Девушка с синими волосами предлагает удерживать отъезжающий автобус: ведь следующий не скоро. Запыхавшаяся Катя возвращается без билетов: очень большая очередь, не успеем. Снова влетает в автобус, наспех объясняет водителю, что нам срочно, мы волонтеры, едем в детский дом. Водитель разрешает заплатить на месте. Кому-то даже делает скидку.

Занимаем места на задних рядах. Не успеваем перевести дыхание, как парни принимаются разворачивать пакеты с едой. «Вот они, те люди, которые достают свою колбасу и благоухают на весь вагон еще до того, как поезд тронется», — смеется девушка с синими волосами. Это Юля, она работает инженером, и волонтёрит уже 8 лет. Лишь однажды у нее была мысль все это дело бросить — когда умерла подопечная из онкоцентра, — близкая, любимая. «У меня тогда было чувство, что наша деятельность не имеет смысла. Ты приходишь в волонтерство со своими иллюзиями, пусть и неосознанными. Надо понимать, что результат не всегда виден, помочь можно не всем, но это не значит, что не стоит пытаться», — рассказывает Юля.

Теперь Юля ездит по детдомам и собачьим приютам с волонтерами из Darkhorse. Спрашиваю, зачем она всем этим занимается. «Чтобы помогать людям, делать мир лучше, самой становиться лучше. Хотя, наверное, это громко звучит и наивно», — смущенно улыбается Юля.

А колбасу действительно достают. Веганскую. Пахнет как настоящая.

Объединение Darkhorse появилось в Москве осенью 2012 года. Сначала это были просто фанаты тяжелой музыки. Название сообщества отсылает к одноименной песне хардкор-панк-группы Converge. «Черная лошадь придет, чтобы освободить свет в душе каждого из нас».

Со временем в тусовке как-то сама собой вызрела этика взаимопомощи: ребята собирали деньги на лечение друзей, потом уже — на помощь друзьям друзей. Со временем это их общее дело вышло за пределы маленькой группы. «Социальная ответственность» — вот такими формулировками они стали оперировать.

Волонтеры ездят в детские онкоцентры, где проводят с пациентами арт-терапию, выгуливают собак из приютов для животных. Чинят что-то в детдомах. Каждый участник вносит свой вклад: кто-то предоставляет свой автомобиль, кто-то скидывается деньгами, другие помогают с организацией мероприятий, третьи — ищут, кому бы еще помочь. В планах на будущее — работа в домах престарелых.

Реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» расположен на правом берегу Оки в деревне Лиды Каширского района. Выглядит он умиротворенно: живописная территория с барской усадьбой начала прошлого века, вокруг — хвойный лес. Сюда попадают дети из неблагополучных семей и остаются здесь «до улучшения социальных условий». Как правило, это несколько месяцев, максимум — девять. Центр рассчитан на 58 человек, свободных мест нет.

Волонтеры из Darkhorse приезжают сюда впервые, и сегодняшняя встреча — это знакомство. Играем в «интервью». Нужно выбрать себе пару и успеть за 10 минут задать столько вопросов, чтобы потом суметь рассказать о своем собеседнике другим. Мне достаются Максим и Миша, они здесь самые старшие — одному 16, второму 14 лет. Оба играют в футбол, любят машины, ухаживают за лошадьми, которых держат при реабилитационном центре. Оба мечтают выучиться на автомехаников, найти хорошую работу и создать хорошую семью.

Позже работница центра рассказывает мне, что мало кому из ребят удается реализовать такие вот немудреные планы на жизнь. Многие попадают в реабилитационный центр по нескольку раз — и потом повторяют судьбу своих родителей. «Мы растим уже третье поколение. Наши подопечные вырастают, у них рождаются дети, они потом тоже приходят к нам. Такой вот замкнутый круг».

Когда приходит время уезжать, ребята облепляют нас со всех сторон. «Еще приедете? А скоро?» — наперебой интересуются они. «Приезжайте в мае, летом нас забирают домой», — говорят девочки постарше. Провожают нас до самых ворот и потом еще долго кричат вслед: «Рома, я порву тебя в футбол!», «В следующий раз покажем вам лошадей».

Обратно едем с тем же водителем. Теперь он делает скидку нам всем.

Лариса АГУЗАРОВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow