РасследованияПолитика

Партизанский подряд

Стадион к ЧМ-2018 в Самаре, видимо, будет строить малоизвестная, но местная компания

Этот материал вышел в номере № 49 от 11 мая 2016
Читать
Стадион к ЧМ-2018 в Самаре, видимо, будет строить малоизвестная, но местная компания
Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»
Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»

В конце прошлой недели пресс-служба губернатора Самарской области распространила заявление о смене генерального подрядчика строительства футбольного стадиона, который примет матчи чемпионата мира 2018 года. Основанием такого решения, по данным самарского облправительства, стала позиция самого генподрядчика — ООО «ПСО Казань» (принадлежит семье бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева), потребовавшего увеличить стоимость строительства. Выяснилось, что нынешнюю цену в размере 13,3 млрд рублей в Татарстане считают сильно заниженной, в то время как в Самарской области — адекватной. Вместе с тем, как мы выяснили, в ближайшее время может поменяться и цена (в Главгосэкспертизе рассчитали новую стоимость — 17,3 млрд рублей), и генподрядчик — достраивать стадион будет самарское ООО «Строительная компания «Град».

Эпопея с объективной стоимостью стадионов к чемпионату мира, возводимых за счет средств федерального бюджета, началась буквальной на следующий день после подписания контрактов с генеральными подрядчиками — 28 августа 2014 года. Напомню, что тогда отдельным правительственным распоряжением государственные контракты на строительство стадионов к чемпионату мира были заключены на бесконкурсной основе.

Право на освоение бюджета вне очереди получили «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко (строит стадионы в Нижнем Новгороде и Волгограде), «Крокус-групп» Араса Агаларова (строит в Ростове-на-Дону и Калининграде), группа «Синара» Дмитрия Пумпянского (Екатеринбург) и «ПСО Казань», вышедшее на стройплощадки в Самаре и Саранске.

Первоначальная сметная стоимость арен рассчитывалась указом президента исходя из цены стадиона в Казани, принимавшего спортивные состязания в рамках Универсиады-2013 и не должна была превышать 15,2 млрд рублей. Еще до того, как подписать контракты, министр спорта Виталий Мутко рассказывал мне, что стоимость не поднимется выше установленной президентом предельной величины, а «рентабельность генподрядчиков от проекта не превысит 10—15%».

Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»
Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»

В действительности все оказалось совсем не так: группа «Крокус» сразу же потребовала увеличения стоимости строительства в Ростове до 22 млрд рублей, мотивировав это сложным грунтом и большим физическим объемом фундамента, а также новым проектным решением — «красивым фасадом». Последнее излишество должно было обойтись бюджету в 1,2 млрд рублей — это для понимания того, как в России можно «накинуть сверху»…

В результате требования структуры Араса Агаларова удовлетворили частично, подняв цену до 19 млрд. Поручение Главгосэкспертизе выходить за пределы установленной стоимости, кстати, давал куратор проекта — Игорь Шувалов. Он же, по словам некоторых сотрудников Минспорта, пролоббировал при определении единственных исполнителей работ тот самый «Крокус» и «ПСО Казань». «По большому счету, министру позволили привлечь только одного подрядчика — своего товарища Дмитрия Пумпянского. Остальных спустили директивно, они пришли по протекции куратора», — рассказывает сотрудник Министерства спорта.

Следом за компанией Агаларова на предмет цены стадиона запротестовал Геннадий Тимченко: почему его объекты, имеющие примерно те же проектные решения, должны стоить на порядок дешевле? И хотя для друга президента страны прибыль от работ на стадионах, по его же словам, была не столь важна — свое участие в подготовке к мундиалю он называл «имиджевым проектом», — в отсутствии логики ему нельзя было отказать.

Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»
Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»

Вскоре новый тренд охотно подхватили остальные подрядчики, прежде всего — «ПСО Казань». Причем пересмотр цены стадиона в Самаре выглядел на тот момент куда справедливее, чем в других регионах, — параметры арены, а точнее так называемый строительный метраж, предполагали застройку 155 тысяч кв. метров (это значительно больше, чем в том же Ростове).

Тем не менее на сегодняшний день стоимость самарского стадиона оставалась неизменной и до неприличия низкой — «всего» 13,3 млрд рублей (освоено менее 50%).

«Хотя представители «ПСО Казань» на нескольких совещаниях в правительстве неаккуратно роняли, что объективная цена их стадиона варьируется вокруг цифры в 27 млрд рублей, вызывая насмешку у контрольных органов, многие понимали — там тот же проект [что и в Ростове], та же стройка, значит, и цена должна быть примерно та же», — делится источник в Министерстве спорта.

Виталий Мутко на этой неделе признался, что цена скорректируется с учетом позиции Главгосэкспертизы (которая и держит проект самарского стадиона), но утаил одну существенную деталь — о ходе переговоров с потенциальным подрядчиком, предложенным лично губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. Речь, по словам источников в Минспорта, о близкой к руководству области структуре — ЗАО «Строительная компания «Град». «Они [«Град»] — основные претенденты на подряд. Если решение о смене подрядчика будет принято, в ближайшее время между заказчиком-застройщиком (подведомственное Министерству спорта ФГУП «Спорт-Ин».А. С.) и «Градом» будет заключен договор», — предполагает сотрудник Минспорта.

Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»
Фото: Анар Мовсумов / «Новая газета»

По данным ЕГРЮЛ, ЗАО «СК «Град» принадлежит трем самарским бизнесменам: Александру Банникову, Эдуарду Шматкову и Александру Дучицкому. Для справки: по итогам 2014 года компания задекларировала выручку в размере всего 96 млн рублей, что свидетельствует об участии «Града» в небольших даже по региональным меркам строительных проектах и лишь подтверждает предположения наших собеседников, что эта структура нашла лоббиста в высоких кабинетах областного правительства.

Вместе с тем борьба двух групп влияния за возможность осваивать деньги на строительство самарской арены порождает два вопроса: первый — отразится ли это на сроках ввода стадиона в эксплуатацию? В соответствии с государственным контрактом объект должен быть сдан не позже января 2017 года, а смена подрядчиков традиционно для российских реалий может привести к нарушению графика выполнения работ.

Второй же — фундаментальный: сколько все-таки в России стоит футбольный стадион? Если исходить из начальной цены контракта на строительство самарского стадиона и его параметры, а затем взглянуть на размер «надбавки», можно легко обнаружить ту самую «рентабельность», которую безуспешно пытался высчитать министр Виталий Мутко.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow