Сюжеты

«Война, ад и фарш»

Дорог в Самаре нет. Об этом предупреждает плакат «В городе мало асфальта»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 49 от 11 мая 2016
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталья Фоминасобкор в Самаре

Дорог в Самаре нет. Об этом предупреждает плакат «В городе мало асфальта»

Весной текущего года баннер обновили, заменив на более лаконичный: «Испытательный автодром № 1. Дорог нет». Это правда. Самара занимает 113‑е место из 117 возможных в рейтинге качества российских дорог.

С дорогой можно сделать многое — дорогу можно проложить, дать, освободить, перекрыть. Дорогу можно украсть, в Самаре знают, как это делается. В одном только 2015 году на выполнение дорожных работ министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области было выделено 13 миллиардов 158 тысяч рублей (на миллиард больше, чем в 2014‑м). На федеральные трассы — 4 млрд, на областные — 5,3 млрд, на муниципальные — 1,6 млрд рублей, а в 2016 году собственно Самара на ремонт дорог получила 5 миллиардов рублей.

«Мы обязаны вложить эти деньги в городские дороги, чтобы решить транспортную проблему Самары и подготовить город к чемпионату мира по футболу 2018 года», — комментирует министра транспорта Иван Пивкин.

Если выйти из любого подъезда любого дома на любой улице, сесть в любое транспортное средство — личный автомобиль, маршрутное такси, муниципальный автобус, — тут и начинается игра с транспортным министерством «А где деньги?». Начало апреля, великолепно освоившая в прошлом году свыше 1,5 миллиарда рублей Самара ощетинилась после схода снега и льда рытвинами разных типоразмеров. Происшествия с уходом под асфальт автомобилей, легковых и грузовых, отрывы прицепов и так далее уже перестали даже фотографировать прохожие и выкладывать в соцсетях: надоело. Это рядовые случаи, вот когда на проспекте Ленина, провалившись под землю, водитель умер — это да.

Спросишь горожанина: какая дорога в Самаре самая плохая? Горожанин ответит: «В Самаре все плохие!» Потом перейдет к деталям: «Заводское шоссе — это просто война», «Пересечение Гагарина и Мяги — ад», «За вчерашний день и сегодняшнее утро я была на улице Гагарина, Дачной, просто фарш повсеместно», «Весь старый город — это беда», «Улица Печерская от Авроры в сторону Булкина — просто кошмар; таксисты к нам брать заказы отказываются»…

Обездоленные самарцы объявили акцию «Верни колеса». С пострадавшими гражданами собираются работать специалисты, которые помогут через суд вернуть деньги, потраченные на ремонт автомобиля. 21 апреля организаторы устроили пресс-брифинг возле главного входа в Струковский парк.

Струковский парк расположен на пересечении двух улиц — Куйбышева и Красноармейской. Это исторический центр, до знаменитого Жигулевского пивзавода 3 минуты пешком. «Многие из вас сами водят автомобили и знают, что это такое — самарские дороги. По их качеству наш город занимает одно из последних мест в стране», — говорит ведущий.

Представитель юридической фирмы, поддержавшей акцию, формулирует алгоритм действий: «Нужно обязательно сфотографировать выбоину, где вы «оставили» колесо. Причем сфотографировать с линейкой или рулеткой, чтобы было видно, что яма явно не по ГОСТу».

Не все присутствующие реагируют с энтузиазмом. «Никто нам не возместит ремонт ходовой, которая страдает на каждой из ям и кочек, при каждом торможении и ускорении на неровности», — говорит мрачный мужчина и уходит по разбитой улице Куйбышева.

Да что там улица Куйбышева, ну подумаешь, главная в городе. Улица Максима Горького и Волжский проспект, примыкающие непосредственно к набережной и отремонтированные полностью соответственно 2 и 3 года назад, — лежат в руинах. Автомобильный поток лавирует между выбоинами, пугая велосипедистов.

Вот что любят обновлять в Самаре, так это бордюры. Особенно вдоль трасс федерального подчинения — Московского шоссе и Ново‑Садовой. Буквально в прошлом году положили новый бордюр — теперь выкапываем, кладем еще более новый. Это потому, что к бордюрам самарский губернатор предъявляет самые высокие требования. Не раз он сетовал, что не так уложен бордюрный камень в Самаре, не предотвращает вымывания грязи из газонов! Новый, красивый бордюр укладывается ровно на таком же уровне, как и старый, ничего насчет задерживания старой грязи не обещая.

 

Фотографы Григорий Ляпин и Александр Шадрин сфотографировали дороги в Самаре в виде поля боя. Первая серия фотографий получила название «Тропы войны» и была снята на пересечении улиц Советской Армии и Дыбенко. В ней были использованы пластмассовые солдатики и танк. Вторая серия проекта снималась на пересечении улиц Венцека и Братьев Коростелевых, это старый город. Здесь засветились герои «Звездных войн», вышло зрелищно. И страшновато.

Чтобы было не так страшно, шутим изо всех сил. С улицей Луначарского вот очень весело получилось. Строили ее, строили, с 2012 года по 2015‑й, и наконец построили. Только вдруг оказалось, неожиданно для всех причастных к мероприятию, что улица никуда не ведет. По идее она должна была соединять улицу Мичурина с Московским шоссе, самой напряженной в Самаре трассой, но… не соединила. Почему-то не был не только сооружен, но и даже не разработан проект кольцевой развязки, позволявшей решить вопрос. Вот и стоит улица Луначарского — дорога в никуда, где зарыты миллионы рублей.

Но вообще они что-то делают. Вдоль Московского шоссе на выезде из Самары — горы свежевырытой земли, здесь обещают шоссе-дублер, а пока… только пробки. «К встрече мундиаля в областном центре реконструируют два объекта. Трасса от международного аэропорта «Курумоч» до трассы М 5 обойдется в 476 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Второй фронт работ пройдет по Московскому шоссе, на участке от проспекта Кирова до АЗС № 115 «Роснефти», что на выезде из Самары. Проект очень масштабный, затраты на реконструкцию составят 2 млрд 857 млн рублей. Этот участок дороги должен обеспечить подъезд к новой футбольной арене. Длина реконструируемой дороги составит 9,2 км, боковых съездов — 15,4 км. Движение здесь организуют по шести полосам с максимальной скоростью 80 км/ч. Предполагаются две транспортные развязки и один автодорожный туннель длиной 143 метра, который пройдет под пр. Кирова. На реконструкцию пр. Кирова предусмотрено 299 млн рублей, на Красноглинское шоссе — 292 млн рублей». Это — бодрая выдержка из правительственной газеты «Волжская коммуна».

Опять же: Кировский мост открыли торжественно 10 октября 2014 года. Сам министр транспорта РФ Максим Соколов и сам губернатор области Николай Меркушкин открывали. Интересен фрагмент справки, составленной комиссией Генеральной прокуратуры по поручению генерального прокурора РФ Чайки Ю. Я. от 16.11.2015:

«Наибольший ущерб охраняемым законом интересам граждан Самарской области наносят хищения бюджетных средств. Проверкой соблюдения законодательства при расходовании средств федерального и областного бюджетов, выделенных на проектирование и строительство мостового перехода Кировский, выявлены факты хищения бюджетных средств в особо крупном размере.

Так, в рамках исполнения государственного контракта суммой свыше 10 млрд рублей между министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и ЗАО «Волгаспецстрой» министерство производило авансирование работ, однако в 2014 году ЗАО «Волгаспецстрой» перечислило аванс в размере 500 миллионов рублей в ЗАО коммерческий банк «ГЛОБЭКС» в целях погашения кредиторской задолженности, а 100 миллионов рублей были потрачены ЗАО «Волгаспецстрой» на собственные нужды.

Учитывая, что впоследствии ЗАО «Волгаспецстрой» не выполнило работ по госконтракту и было признано банкротом, федеральному бюджету и бюджету Самарской области был причинен ущерб в размере 677,3 миллиона рублей».

Эпизод с мостом — это один из многих десятков выявленных и запротоколированных специальной комиссией фактов отвратительно наглого казнокрадства, распила, откатов и что там они любят делать с бюджетными деньгами еще. Серединой ноября датирована справка, с которой под подпись ознакомлен областной прокурор Кабалоев, и ничего не произошло. Болото, разбитые дороги, улыбающийся губернатор Меркушкин, любитель банкетов за государственный счет мэр Фурсов… и тишина.

В этом году в самарских соцсетях были опубликованы всего две первоапрельские шутки. Обе — о дорогах. Кто-то написал про яму формы полуострова Крым, а кто-то — что в Книгу рекордов Гиннесса попала самарская выбоина, 2021 раз отремонтированная ямочным способом.

Фото Анара Мовсумова

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera