СюжетыОбщество

Несли мнение и донесли

Суд оправдал художника Артема Лоскутова, устроившего Монстрацию в Новосибирске

Этот материал вышел в номере № 50 от 13 мая 2016
Читать
Суд оправдал художника Артема Лоскутова, устроившего Монстрацию в Новосибирске
Изображение

Октябрьский районный суд Новосибирска прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения административное дело в отношении 29-летнего художника Артема Лоскутова, который 1 мая провел в городе традиционную Монстрацию — постмодернистское шествие под пародийными, а иногда и просто абсурдными лозунгами (например, «Есть скотч — не есть скотч», «Иногда занавески просто синие», «Поехал или так проездом?», «Не демон»). Шествие проводится с 2004 года и собирает тысячи участников.

В этом году Монстрация прошла под лозунгом «Здесь вам не Москва», а люди выкрикивали: «Русские, блины!» Мероприятие, что важно, было согласовано с мэрией — участникам предложили в качестве одной из колонн присоединиться к проходящему одновременно в городе первомайскому «Всешествию», организованному департаментом спорта и молодежной политики. Монстранты согласились.

Сразу по завершении мероприятия Лоскутова задержали сотрудники Центра «Э». Согласно полицейскому протоколу, художник «нарушил установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2 КоАП).

6 мая суд Центрального района Новосибирска оштрафовал художника на 20 тысяч рублей по более легкой части 1 статьи 20.2. Причем мотивировочная часть судебного решения выглядела вполне в стиле Монстрации: судья Юлия Пиотровская написала, что акция не имеет признаков культурного мероприятия, поскольку противоречит… «Положению о культурных и спортивных мероприятиях пограничных ведомств государств — участников Содружества Независимых Государств, проводимых в рамках Совета командующих Пограничными войсками». Согласно определению, которое дала судья (а точнее, как выяснилось, взяла из интернета), культурные мероприятия — это «фестивали, гастроли, выступления творческих (художественных) коллективов и отдельных исполнителей, литературные конкурсы, эстафеты вдоль внешних границ государств — участников СНГ, посвященные памятным датам, встречи писателей, пишущих на патриотическую тематику, передвижные выставки полиграфической продукции, проводимые в рамках Совета командующих» (правда, каких командующих — в решении не уточняется).

После заседания суда оштрафованного Лоскутова вновь задержали. Оказалось, что в отношении него правоохранители возбудили еще одно административное производство по части 2 статьи 20.2 — после акции монстранты якобы «незаконно» столпились «на крыльце и площадке перед зданием Государственной публичной научно-технической библиотеки», где организовали митинг и, что самое криминальное, — фотосессию.

Люди действительно стояли там на ступеньках и делали селфи. Как объяснял на суде сам Лоскутов, место у библиотеки было выбрано как пункт сбора плакатов после Монстрации — люди ждали фургон, который должен был увезти наглядную агитацию, но машину не пропустили.

— Мы дождались машину, загрузили в нее плакаты и все. За это мероприятие суд Центрального района 6 мая уже наказал меня штрафом в размере 20 тысяч рублей. Мне не совсем понятно, почему меня второй раз пытаются за это судить? — говорил на суде Лоскутов.

Ожидалось, что на этом втором суде его арестуют на несколько суток. Однако к показаниям свидетелей обвинения — сотрудников полиции — судья Майя Руткевич отнеслась критически. Полицейские вообще затруднились ответить, кто из гражданских лиц давал свидетельские показания относительно «нарушений» на мероприятии. «Никто, только полиция», — просто ответила майор Виктория Чернега, как раз составлявшая протокол. «Нарушение закона» Лоскутовым, по мнению Чернеги, выразилось в том, что часть монстрантов пошла вместе с ним к библиотеке, «встала на ступеньки», говорила «речовки», «выражала какое-то свое мнение» и «устроила фотосессию».

— Гражданин Лоскутов знает законы, мы знаем законы, мы прекрасно знаем, как их можно обойти, — объясняла майор Чернега, все повторяя, что фотосессия перед библиотекой выглядела как «митинг». — Они не просто шли пофотографироваться — это было более 20 минут! Была использована звукоусиливающая аппаратура. Это была далеко не фотосессия!

— По каким признакам вы определили, что это митинг? — спросила судья у полицейской.

— В одно время в одном месте находились люди с плакатами, выражающими свое мнение, ближе к культуре.

— По каким признакам вы определили, что это митинг? — повторила вопрос судья.

— Они там стояли.

— Вы меня извините, на похоронах тоже стоят. У нас понятие митинга дано законом. Если вы составляли протокол, то по каким признакам вы определили, что это митинг?

— Они выражали свое мнение.

— Вы конкретизировать не можете?

— Сейчас нет.

На вопрос защиты, какое мнение выражали собравшиеся у библиотеки, Чернега ответила: «Я считаю, что там было то же мнение, что и при Монстрации как таковой. Я не знаю, какое у них мнение, но что-то они пытаются донести!»

Выслушав стороны, судья Майя Руткевич ушла в совещательную комнату. Через час под аплодисменты зала дело в отношении Артема Лоскутова она прекратила за отсутствием правонарушения. И более того — вынесла представление в адрес прокурора за допущенные нарушения при составлении протокола.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow