Мнения

Как нас не будут пускать за границу

Этот материал вышел в № 51 от 16 мая 2016
ЧитатьЧитать номер
Политика

Андрей Липскийзам. главного редактора

Когда за правку законов берутся такие виртуозы создания «страны запретов», как депутат Госдумы Ирина Яровая и член Совета Федерации Виктор Озеров, жди недоброго. Ну, что ж, в очередной раз дождались.

Госдуме предложен для рассмотрения и принятия в первом чтении пакет поправок в различные законы. На шершавом правовом канцелярите это называется проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Читайте также:

Госдума одобрила в первом чтении поправки об ограничении выезда россиян за границу. Комментарии экспертов

Проект в соответствии с процедурой был передан спикеру Госдумы Сергею Нарышкину еще 7 апреля нынешнего года. А затем правительство около месяца рассматривало его, и 11 мая дало свое заключение. Положительное, если не считать одного-единственного, не слишком существенного замечания, которое касается объема сохраняемой информации.

В проекте поправки в самые различные законы: о противодействии терроризму, об оружии, о связи и даже о «транспортно-экспедиционной деятельности». Всего обновлению должны подвергнуться 10 законодательных актов РФ. Не знаю, вполне возможно, что-то из этих поправок и поможет борьбе с терроризмом.

Но нам бросилось в глаза то, что скорее поможет продолжению бескомпромиссной борьбы с российскими гражданами. Это предложение расширить основания по ограничению на выезд российских граждан за границу.

В нынешнем законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ — точнее, в его 15-й статье — содержится восемь оснований для «временного ограничения» выезда. Здесь и допуск к гостайне, и призыв на военную или альтернативную службу, и отсидка, и неисполнение обязательств, наложенных судом, и сообщение о себе ложных сведений, и признание себя банкротом.

Но депутаты-запретители предложили девятое основание, которое еще в период подготовки вызвало недоумение и тревогу многих юристов и правозащитников. Это запрет на выезд из страны тем, кто получил так называемое официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений по статьям о терроризме, экстремизме и т.п. Причем, такое «предостережение» является основанием, чтобы закрыть перед гражданином выездной шлагбаум на целых 5 лет после его вынесения.

Совет по правам человека при президенте заявил тогда, что «безопасность нельзя укреплять за счет нарушения Конституции».

Дело в том, что предложение, почему-то не вызвавшее возражений со стороны правительства, действительно является грубым нарушением конституционных прав граждан, в частности права на свободу передвижения. Ведь «предостережение» — это внесудебная акция. Оно выносится представителями ФСБ, минуя суд, и требует только уведомления об этом прокуратуры. Понятно, что такая практика не требует ни тщательных доказательств, ни публичной судебной состязательности, а значит, открывает широкие возможности для оказания давления на неугодных, в отношении которых можно состряпать основания для предупреждения. Тем более, что и понятие «экстремизм» у нас безразмерное, и творчество силовиков на местах беспредельное. А потому к осужденным за нежелательные перепосты в сетях, за «возбуждение ненависти к социальной группе «чиновники»» и за неумеренное участие в разрешенных законом пикетах скоро добавятся невыездные граждане, которых просто «предостерегли».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera