Сюжеты

Клейма не будет

Зато будут изменения в трех федеральных законах, которые защитят интересы «сложных» детей

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 52 от 18 мая 2016
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ирина ЛукьяноваНовая газета

Зато будут изменения в трех федеральных законах, которые защитят интересы «сложных» детей

16 мая на заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации было объявлено о решении проблемы, которую подняла и о которой дважды рассказывала «Новая газета». Министерство образования планирует внести изменения в три федеральных закона.

В этом году школы для детей с девиантным поведением переименованы в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением — в соответствии с требованием закона «Об образовании» (ст. 108 часть 5). Переименованию подверглись и учреждения среднего профессионального образования, обучающие подростков с девиантным поведением.

При этом Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем образовании и дипломов о среднем профессиональном образовании требует, чтобы в документе об образовании было указано полное название учебного заведения. В результате уже в этом году выпускники таких школ должны были получить аттестаты, где вместо прежнего названия «специальная общеобразовательная школа» значилось бы новое название с упоминанием «девиантного (общественно опасного) поведения».

Родители забили тревогу: вполне понятно, что отметка в аттестате об «общественно опасном поведении» совершенно не способствует социальной реабилитации сложных детей, а способствует, наоборот, их дискриминации: при поступлении на работу или в высшие и средние учебные заведения, где есть конкурс, у «общественно опасных» выпускников шансы его пройти существенно снижаются.

«Новая газета» в этом году дважды писала об этой проблеме («Клеймо в аттестате», 17 февраля, и «Клеймо в законе», 6 апреля). Нас поддержал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, который считает, что если закон ухудшает положение ребенка, его следует менять.

Общественный совет при Министерстве образования и науки внес вопрос об оформлении аттестатов выпускникам школ для детей с девиантным поведением в повестку дня заседания 16 мая и пригласил меня выступить с сообщением по этому вопросу.

Я напомнила, что Конвенция по правам ребенка, ратифицированная нашей страной еще в 1990 году, и закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требуют исходить из интересов ребенка, недопущения его дискриминации, помощи в его самореализации. Дети с девиантным поведением, согласно этому закону, — это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в усиленной заботе и социальной реабилитации. И если ставить во главу угла именно благополучие ребенка и заботу о нем, то необходимо внести изменения в порядок заполнения аттестатов и дипломов о среднем профессиональном образовании, а кроме того — и в сам закон «Об образовании».

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская в своем выступлении сообщила, что в школах для детей с девиантным поведением в России учатся 5132 ребенка. Из них 2872 человека — в учреждениях закрытого типа, куда дети попадают по решению суда: это дети и подростки, которые совершили преступления, но от отбывания наказания освобождены по возрасту. Таких учреждений в стране 48 в 40 субъектах Федерации. Еще 2260 человек учатся в учреждениях открытого типа, куда попадают по решению региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Таких учреждений 19 в 14 субъектах Федерации. Именно этих детей касается наш вопрос с аттестатами.

По словам Ларисы Фальковской, Министерство образования сейчас подготовило изменения в Порядок заполнения аттестатов и дипломов, которые уже в этом году должны снять остроту проблемы: подготовленные проекты приказов министра образования (они еще должны пройти экспертизу Минюста) предполагают, что аттестаты и дипломы выпускников учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением будут заполняться «без указания следующих слов его специального наименования «с девиантным (общественно опасным поведением)». Так что уже в этом году выпускники получат документы без указания на свою общественную опасность, что отчасти снимает остроту проблемы в этом году.

Однако для решения вопроса нужны серьезные изменения: нет никакой острой необходимости указывать на общественную опасность контингента в названиях учебных заведений. Поэтому Министерство образования планирует к концу 2016 года внести изменения в три федеральных закона — в статьи, регламентирующие порядок наименования и работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением. Это статья 15 закона 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статья 108 закона 273 «Об образовании», статья 1 и ч. 4 статьи 15 закона 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Лариса Фальковская упомянула, что Министерство образования и науки разрабатывает новую концепцию развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которая позволила бы уйти от подходов, заложенных в 1930-е годы и реализованных в детских колониях, и сместить акцент с наказания на социальную реабилитацию. Уже в течение 2016 года должны появиться новые модели учреждений открытого и закрытого типа.

Словом, сразу после моего выступления с изложением проблемы Министерство образования и науки дало исчерпывающий ответ о способах ее решения. Членам Общественного совета осталось констатировать, что они увидели хороший пример быстрой реакции ведомства на общественный запрос. Вместе с тем системный вопрос о работе школ для детей с девиантным поведением остается на контроле Общественного совета.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera