Сюжеты

Ракетный джокер Бухареста

В Румынии открылась первая в Европе противоракетная база НАТО. Альянс уверяет, что против Ирана, а в Бухаресте считают иначе

Фото: «Новая газета»

Политика

Александр Чурсинсобкор на Балканах

В Румынии открылась первая в Европе противоракетная база НАТО. Альянс уверяет, что против Ирана, а в Бухаресте считают иначе


Фото: EPA/ROBERT GHEMENT

Вот и сбылась мечта Румынии — страна получила наконец-то военную базу НАТО, да не простую, а противоракетную. Румыны долго добивались того, чтобы вооруженные силы Североатлантического альянса были размещены у них на постоянной основе. На различных натовских встречах и саммитах Евросоюза они, ссылаясь на угрозу со стороны России, настойчиво просили укрепить их безопасность солдатами, ракетами, кораблями.

 

Румынские виды на европейский противоракетный зонтик

С 2010 года НАТО приступило к реализации американского плана по созданию европейского противоракетного зонтика, который, по замыслу Вашингтона, должен был бы прикрыть ЕС от возможного иранского ракетно-ядерного удара. В первоначальную идею — дислоцировать системы ПРО в Польше и Чехии — пришлось внести коррективы: чехи категорических не захотели быть мишенью для чьих-либо ракет. Тогда и вспомнили о просьбах румын.

США, потратив более 800 миллионов долларов, к концу 2015 года построили в местечке Девеселу, что располагается в 180 километрах южнее Бухареста, военную базу для трех батарей ПРО, оснащенных 24-мя пусковыми установками для противоракет SM-3 (предельная дальность до 3000 км, высота зоны поражения — 500 км). На прошлой неделе ее торжественно открыл генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в присутствии президента Румынии и прочих высших чиновников страны, лица которых если не светились от счастья, то, по крайней мере, источали неприкрытую радость и полное удовлетворение состоявшимся событием.

Символично, что до этого в Девеселу уже была база — военно-воздушная, которую в 1952 году оборудовал Советский Союз. Румыны пользовались ей вплоть до начала нулевых, потом из-за отсутствия денег в бюджете закрыли, а оставшиеся в виде нелетающего ржавого хлама МИГ-21 пустили в распродажу на запчасти и металлом.

На церемонии открытия  Йенс Столтенберг и представитель госдепа США Франк Розе тщательно, как священную мантру, повторили прежнюю версию о том, что европейская ПРО будет уничтожать якобы только иранские баллистические снаряды. Однако их заверения не вошли в противоречие с чаяниями румын получить натовскую защиту от северного соседа. В Бухаресте просто уверены, что в случае необходимости противоракеты можно перепрограммировать на другие цели, например, российские, а сам факт наличия в стране стратегической военной базы серьезно поднимает значимость Румынии в глобальной политике и позволяет строить собственную региональную внешнюю политику, не опасаясь недовольства Кремля.

 

Антимосковская фронда Чаушеску и румыны как потомки древних римлян  

Еще с советских времен румынские коммунистические лидеры всячески стремились избавиться от плотной опеки Москвы. Легендарный Георге Георгиу-Деж, стоявший у руля власти с 1945 по 1965 годы, заложил основы румынского автономизма в рамках восточноевропейского блока социалистических стран тем, что в 1957 году, отказавшись поддержать авторитарный стиль хрущевской политики, настоял на выводе советских войск из Румынии. В начале 60-х годов без согласования с СССР Бухарест восстановил дипломатические отношения с ведущими западными державами, включая США.

Приемник Георгиу-Деж Николае Чаушеску пошел еще дальше. Во внутренней политике он, нарушая догматы политбюро ЦК КПСС, позволил ряд либеральных послаблений: относительную свободу прессы, западные газеты и журналы открыто продавались в киосках, граждане социалистической Румынии могли беспрепятственно выезжать в капиталистические страны, была разрешена деятельность независимых политических организаций, в экономике успешно развивался мелкий и даже средний частный бизнес.

Во внешней политике Чаушеску также решительно отвергал московские установки. В 1968 году он осудил ввод войск в Чехословакию для разгрома Пражской весны. В отличие от Советского Союза и других соцстран не разорвал дипломатических отношений с Израилем и с Чили, занял негативную позицию по вводу советских войск в Афганистан, не поддержал бойкот олимпиады в Лос-Анджелесе.

При режиме Чаушеску, особенно, в годы его культа личности, государственная пропаганда стала уделять большое внимание обоснованию «исторической миссии румынского народа, прямого наследника древних римлян». Утверждалось, в частности, что румынский язык больше всех других европейских языков родственен латыни.

Тогда же были предприняты попытки сблизиться с руководством советской Молдавии — Чаушеску приезжал в Кишинев на отдых и лечение. Румынская компартия официально утвердила доктрину так называемой «новой исторической концепции», согласно которой Бухарест имел «исторические права» на Молдавию, а также часть территорий Черновицкой и Одесской областей Украинской ССР, оккупированных Сталиным по сговору с фашистской Германией.
 

Правительственный кризис с последующим креном вправо

После краха диктатуры Чаушеску Румыния долго и мучительно преодолевала ее последствия. Только со вступлением в НАТО в 2004 году и Евросоюз в 2007 году политическая жизнь страны стала обретать некоторую стабильность, а в экономике наметился рост. Тем не менее, коррупционные скандалы еще до сих пор продолжают потрясать общество, создавая условия для массовых акций протеста, как это случилось осенью прошлого года.

Пожар в популярной среди молодежи Бухареста дискотеке, унесший жизни 56-ти человек, выявил коррупционные схемы выдачи местными чиновниками лицензий на строительство и использование развлекательных центров. Десятки тысяч людей, возмущенные халатностью и корыстными действиями властей, вышли на улицы румынской столицы, требуя отставки правительства. Народный протест поддержал президент страны Клаус Йоханнис. Правда, только виртуально в социальных сетях.

В итоге правительство Румынии, состоящее в основном из представителей Социал-либерального союза (СЛС), было вынуждено уйти в отставку. Сложилась патовая ситуация, когда СЛС, имея большинство мест в парламенте, мог без проблем блокировать любую попытку остальных партий сформировать кабинет министров, а очередные парламентские выборы должны состояться лишь в ноябре 2016 года.

Компромисс нашли, утвердив на переходный период техническое правительство во главе с беспартийным экс-комиссаром Евросоюза по сельскому хозяйству Дасианом Циолосом. В этой ситуации заметно возросла роль президента Румынии, явно выходя за рамки только представительских функций.

С учетом того, что Йоханнис пользуется у большинства румын авторитетом с тех времен, когда был успешным мэром города Сибиу, и состоит в правой Национал-либеральной партии (НЛП), это приобретает весомое значение для парламентской избирательной кампании. А в ней отчетливо  просматривается уклон в правопопулистскую риторику.

Сам президент, обещавший проводить курс демократических реформ, полной открытости государства перед обществом и бороться с коррупцией, в последнее время все более прислушивается к советам радикально правых сил. Так, в марте 2016 года президент по рекомендации одиозного «комитета орденоносцев», состоящего из националистов, бывших госчиновников и замешанных в коррупции политиков, своим указом лишил высшей государственной награды «Звезды Румынии» известного героя борьбы с коммунистическим режимом священника Ласло Тёкиша.

Другой скандал разразился, когда стало известно, что президентская НЛП выдвинула кандидатом на предстоящие в июне выборы мэра Бухареста Мариана Мунтяну, известного своими крайне правыми взглядами.  Мунтяну является ярым почитателем фашистского движения «Железная Гвардия», которое способствовало в 1940 году приходу к власти Иона Антонеску, втянувшего Румынию в войну против СССР на стороне гитлеровской Германии. Также «железногвардейцы» были причастны к массовым репрессиям в отношении румынских евреев и цыган.

При этом Йоханнис в ответ на упреки со стороны демократической прессы в политической близорукости отделался фразой типа: я, мол, кандидатуру Мунтяну не предлагал, не поддерживал и не продвигал.

Румынские политологи, оценивая потенциал националистически настроенных избирателей примерно в 40 процентов, подчеркивают, что среди них популярны антимиграционные настроения, нетерпимость к мусульманам и исламу вообще, критика либеральных ценностей Евросоюза. Поэтому основные партии, включая социал-демократов и национал-либералов, в своих предвыборных платформах делают ставку на «национальную гордость румын».
 

Воссоединение с Молдовой — главный национальный проект Румынии

С конца 80-х годов в Румынии и Молдавии возродилось движение за объединение двух государств. Но только со второй половине нулевых, когда более-менее стабилизировалась национальная экономика и состоялся прием Бухареста в ЕС, румынские политики заговорили во весь голос об исторической необходимости такого шага. Однако серьезными препятствиями выступали, во-первых, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика, и, во-вторых, сильные промосковские настроения части политических сил в самой Молдове.

Тем не менее, власти Румынии, не ограничиваясь декларациями, приступили к практическим действиям. Так, в приоритетном порядке они стали предоставлять гражданство тем молдаванам, которые могли документально подтвердить наличие родственных румынских корней. В этой связи на территории обеих стран расцвел бизнес, который за 1,5-2 тысячи евро обеспечивал всех желающих необходимой родословной. На текущий момент уже более полумиллиона граждан Молдовы из чуть более 3,5 миллионов населения получили двойное гражданство, а с ним — право свободного передвижения в границах всего Евросоюза.

В виду украинского кризиса и включения Крыма в состав России в Бухаресте решили, что наступил уникальный исторический шанс, который нельзя упускать, и, объявив воссоединение главным национальным проектом, предложили провести референдум среди молдавских граждан по этому вопросу. При положительном исходе Румыния выразила готовность сыграть для Молдовы такую же роль, как Западная Германия для ГДР.

Но тут энергично вмешался Кремль — в Приднестровье провели учения дислоцированных там российских военных миротворцев. А на молдавской политической сцене как по заказу во главе антиевропейской «Нашей партии» появился колоритный лидер Ренато Усатый, до этого занимавшийся бизнесом в России. «Наша партия» совместно с другими пророссийскими силами развернули массированную кампанию против ассоциированного членства Молдовы с ЕС и довели ситуацию до политического кризиса.

Румынии пришлось умерить свои устремления к объединению двух стран. Но теперь Бухарест очень рассчитывает на то, что база ПРО будет сдерживать активность Москвы в регионе и позволит более успешно продолжить молдавскую игру. Еще румынские политики надеются на дальнейшее наращивание присутствия натовских и американских военных кораблей в Черном море, а также предлагают создать региональную военную группировку НАТО из болгарских, румынских и турецких армейских подразделений.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera