СюжетыПолитика

Игра в казачьи шашки

Целенаправленная архаизация общества с опорой на казачество — тренд власти

Этот материал вышел в номере № 53 от 20 мая 2016
Читать
Целенаправленная архаизация общества с опорой на казачество — тренд власти
Фото: Алексей ПАВЛИШАК / ТАСС
Фото: Алексей ПАВЛИШАК / ТАСС

17 мая в аэропорту Анапы толпа молодчиков в казачьей форме накинулась на Алексея Навального и его соратников, в числе которых был ведущий телеканала «Дождь» Артем Торчинский. Под крики «бей!» Торчинский получил удар по лицу, а когда упал, казаки продолжили избивать его ногами. Досталось и женщинам, которые были в группе Навального. Из года в год власть поощряет насилие, творимое казаками. Но, начав игру в патриотизм, власть рискует переступить черту, за которой театральность происходящего перерастает в реальный распад государства.

Эпоха возрождения

Считается, что казаки стали возрождаться в перестройку. Впрочем, нести казачью культуру в массы разрешалось и при коммунистах: чего стоит один Кубанский казачий хор, свободно ездивший по всему миру. Черкеска, кубанка и прочие казачьи атрибуты были элементами экзотики. Они нравятся туристам и сегодня: на краснодарских вокзалах бурки и нагайки продаются в качестве сувениров. Необычно лишь видеть рядом с сувенирными лотками свирепых охранников, одетых в сувенирную же одежду.

Возрождение кубанского казачества и начиналось с невинных переодеваний. Потом «ряженые» стали наводить свои порядки. И когда коррумпированная милиция разводила руками, не желая что-либо делать с насильником или рейдером, казаки проводили свою «разъяснительную работу». Допустимо ли решать проблемы их способом? Нет. Но государство отказывалось выполнять свои обязанности, а свято место пусто не бывает.

К началу двухтысячных казаки обзавелись рынками, акционерными обществами и земельными участками. Тут-то власть и смекнула, что рядом вырастает неподконтрольная ей сила. И пошли по Краснодару казачьи парады, направляемые рукой кубанской администрации. В итоге с казачеством случилось то же, что и с прессой, — бюджетное финансирование стало тотальным контролем со стороны власти. Сегодня казаки получают из краевого бюджета более миллиарда рублей в год.

Пока Россия играла в правовое государство, по умолчанию считалось, что кубанские казаки должны действовать в соответствии с законодательством. Но власть стала скатываться в пропасть беззакония и потянула казачество за собой. В 2012 году было решено создать казачьи дружины, которые, как предполагалось, будут дежурить вместе с полицией. Выступая на коллегии в краевом ГУВД, тогдашний губернатор Ткачев заявил, что цель дружинников — выдавливание «кавказских национальностей» из Краснодарского края. Обращаясь к полицейским, Ткачев даже уточнил: «То, что нельзя вам, казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном». И хотя этот пассаж возмутил в России многих, в Кремле его «не заметили».

По наклонной

Еще до этих губернаторских заявлений огромная толпа казаков напала на выставку Марата Гельмана в Краснодаре. В октябре 2012 года заместитель атамана Екатеринодарского районного казачьего общества Алексей Рой ударил в глаз девушку. Она, видите ли, была членом Территориальной избирательной комиссии и вела во время выборов видеосъемку. Пострадавшая Ольга Николина написала заявление в полицию, та переправила заявление в суд. Но судебной повестки Ольга так и не получила, потому что суда не было.

В апреле 2013‑го казаки жестоко избили краснодарца Вадима Пашаева: у него потребовали документы, а он согласился их предъявить только в присутствии полицейского. Результат: перелом скулы и носа, черепно-мозговая травма, операция. Но виновных правоохранители так и не нашли.

Следующий инцидент произошел летом 2013 года в станице Гостагаевской под Анапой. На улице Широкой толпа казаков врывалась во дворы и избивала гастарбайтеров. Досталось и Александру Науменко из соседнего Новороссийска: получив перелом носа и сотрясение мозга, он долго лежал в больнице. Снова было заявление в полицию, и вновь о наказании виновных ничего не известно.

Постепенно власть сообразила, как использовать казаков на ниве патриотизма. И порожденное безнаказанностью бытовое насилие перетекло в политическую плоскость. Когда краевая администрация проводила митинг против группы Pussy Riot, нагнав туда бюджетников, люди, пришедшие на место массовки с плакатами «Не судите и не судимы будете», смотрелись вызывающе. По указанию краевого чиновника казаки напали на оппозиционеров и порвали плакаты.

В другой раз казаки засветились, ворвавшись в коридоры телерадиокомпании «Электрон» в Крымске: они были недовольны репортажами журналиста Валерия Донского.

Еще более громкий инцидент случился во время Олимпиады в Сочи. Когда группа Pussy Riot хотела на улице записать клип, на музыкантов напала группа казаков — избили дубинками и нагайками, прыснули в глаза перцовый газ. Поскольку город был полон иностранцев, кубанскому губернатору пришлось даже извиниться, но снова для нападавших все закончилось без последствий. Теперь вот настала пора Навального…

Почему я так уверенно говорю о присутствии власти во всех этих казачьих проделках? Да хотя бы потому, что на выставку Гельмана казаков организованно свозили автобусами. И потому, что на месте нападений никогда не оказывается полиции. И потому, что казаки откуда-то узнали о передвижении и дате вылета Навального.

Получив индульгенцию на насилие, люди в казачьем одеянии стали привилегированным сословием, в том смысле, что им дозволено все.

Кто виноват

Кубанский вице-губернатор, по совместительству всекубанский атаман Долуда, публично поддерживает эти безобразия. Да и в целом его медийная риторика — это одобрение насилия и примитивных понятий, принятых лет 300 назад. Например, когда в кубанском городе Белореченске казаки выпороли своего же товарища, он призвал и впредь поступать «так, чтобы задницы горели, как пионерский костер». Не менее оригинальное предложение сделал на днях и бывший атаман войска, депутат Заксобрания края Владимир Громов: он призвал пороть курящих женщин нагайками.

А недавно вице-губернатор Долуда заявил, что в пятимиллионном Краснодарском крае должно жить до 2,5 миллионов казаков (сейчас их, по официальным данным, всего несколько процентов). Ему вторит нынешний губернатор Кубани Кондратьев, заявляя, что в регион должен вернуться «казачий уклад жизни». Остальные 120 национальностей, живущих здесь не в счет…

Целенаправленная архаизация общества с опорой на казачество — тренд власти. Проблема лишь в том, что культивирование «народных традиций» порождает сепаратизм. И на выставке Гельмана, и в телекомпании «Электрон», и в аэропорту Анапы нападавшие кричали одно и то же: «Это не ваша земля, убирайтесь!» Да и в целом избиение оппозиционного политика — по сути, отрицание правового пространства страны, такое же, как сжигание домов инакомыслящих в Чечне. И еще. Казаки активно участвовали в «отжатии» Крыма. Теперь каждый из них уверен, что услужил главе государства лично. Любо!

Евгений ТИТОВ, соб. корр. «Новой», Кубань

Комментарий эксперта

Носить можно только свой крест

Красоваться с георгиевскими крестами, медалями и орденами можно. Но до первой проверки документов на право ношения форменной одежды, знаков отличия и наград.

Как пояснил «Новой» адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Алексей Иванов, если таких документов нет, то в отношении вас заведут административное дело по статье 17.11 КоАП РФ — «незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов».

Согласно части 1 этой статьи, незаконное ношение всех этих прелестей влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей и конфискации чужой форменной одежды и знаков различия. А те же действия, совершенные лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности (часть 2 статьи), грозят наложением штрафа от 1500 до 2500 рублей и тоже конфискацию.

— То есть если вы видите, что человек носит чужой Георгиевский крест, то вы можете написать заявление в правоохранительные органы с целью привлечения его к ответственности, — уточняет Алексей Иванов.

А вот за приобретение, сбыт или подделку госнаград наступает уже уголовная ответственность (статьи 324 и 327 Уголовного кодекса). Санкция — до двух лет.

Вера ЧЕЛИЩЕВА, «Новая»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow