РасследованияПолитика

Выдал не он, не тогда и не тайну

Но пенсионера все равно осудили на 12 лет за госизмену

Этот материал вышел в номере № 54 от 23 мая 2016
Читать
Апелляционная коллегия Верховного суда оставила без изменения приговор 60-летнему Петру Парпулову, сочинскому авиадиспетчеру, осужденному в декабре прошлого года на 12 лет колонии строгого режима по статье 275 УК «Госизмена»

Апелляционная коллегия Верховного суда на прошлой неделе оставила без изменения приговор 60-летнему Петру Парпулову, сочинскому авиадиспетчеру, осужденному в декабре прошлого года на 12 лет колонии строгого режима по статье 275 УК «Госизмена».

Краснодарское управление ФСБ обвинило Парпулова в том, что в 2010 году он разгласил сведения, составляющие государственную тайну, когда гостил у родственников жены в Грузии. Впрочем, арестовали пенсионера-авиадиспетчера, никогда не имевшего доступа к гостайне, только в 2014 году — в разгар очередной волны шпиономании.

Обвинение предъявили в старой редакции статьи 275: тогда еще необходимо было доказывать в действиях обвиняемого наличие ущерба государству. Однако защита Парпулова говорит, что никакого ущерба нет — сведения, передача которых ему вменяется, были известны властям Грузии еще в 2009 году. Причем информация, которой он поделился с жителем Грузии, а тот, в свою очередь, — с властями Грузии, была опубликована в открытых источниках, в частности, в газете «Красная звезда». И это признал даже Верховный суд, но дал понять: знание этой информации властями Грузии не освобождает Парпулова от ответственности… Не стали разбираться ни с отсутствием ущерба, ни выяснять, какой мотив был у экс-диспетчера. А что конкретно за информация была опубликована в газете и каково в целом содержание обвинения, защита Парпулова пояснить не может — на деле стоит гриф «Совершенно секретно», адвокат дал подписку о неразглашении. Предположительно, речь могла идти о военной операции России в Грузии и Южной Осетии в 2008 году.

Сам Парпулов на всем протяжении следствия и затем судебного процесса свою вину не признавал. По словам родных авиадиспетчера, следователь якобы предлагал ему в обмен на признание вины 6 лет колонии — минимальный срок.

Заседание коллегии Верховного суда 18 мая проходило в закрытом режиме. В открытом судьи зачитали лишь решение: «Приговор — 12 лет лишения свободы — оставить без изменения».

— Увы, суд не обратил внимания на наш довод о том, что сведения, уже разглашенные в прессе ранее, не могут причинить ущерб безопасности страны, — рассказал «Новой» адвокат Олег Елисеев. — Тем более если данные сведения разглашены не моим подзащитным и годами ранее до событий, вменяемых ему в вину. Мы разочарованы определением суда и в настоящее время готовим новую жалобу на приговор. Пока Петр Иванович еще надеется на справедливость.

— Мне позволили зайти в зал только на оглашение решения, конвой запретил мне с папой разговаривать, — поделилась с «Новой» дочка Петра Парпулова Юлия. — Думаю, сами судьи знали, что судят невиновного. Они зашли в зал, очень быстро зачитали решение и так же быстро удалились. И за все это время никто из них не поднимал на нас глаза.

Петр Парпулов, лично присутствовавший на заседании, был бледен и выглядел уставшим — его этап из Краснодара в Москву длился три недели. Теперь ему предстоит обратный этап в Краснодар.

— Он чувствует себя не очень хорошо, появился сильный кашель на фоне постоянно повышенного давления, — отмечает адвокат Елисеев.

— Да, насчет здоровья у отца не важно, — говорит Юлия Парпулова. — На суде он нехорошо себя чувствовал, пока ждали приговор — минут 40 — все время кашлял. Суд позволил мне с ним увидеться, и на следующий день утром я отправилась к папе в СИЗО. Он простыл, проблемы с легкими, врачи ничего не говорят, он написал заявление, чтобы его отправили на флюорографию и ЭКГ, но ЭКГ до конца месяца ему провести не могут, так как у них лента закончилась, а к тому времени, думаю, отца уже отправят обратно в Краснодар. За эти два с лишним года он очень постарел, похудел и стал чаще болеть. К тому же год назад ему уже делали операцию. Сейчас у него закончились таблетки, и я жду, когда можно будет передать новые. Но больше всего меня беспокоит его моральный настрой, он очень надеялся, что апелляция будет справедливой… За него, конечно, мы будем идти до последнего, лишь бы по здоровью выдержал.

Добавлю, что месяцем ранее правозащитный центр «Мемориал» признал Петра Парпулова политическим заключенным и потребовал его освобождения.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow