СюжетыСпорт

Как-то кленово

Возможно, лишь для VIP-персон и финнов 80‑й чемпионат мира и впрямь оказался идеальным

Этот материал вышел в номере № 55 от 25 мая 2016
Читать
Возможно, лишь для VIP-персон и финнов 80‑й чемпионат мира и впрямь оказался идеальным

«Запоминается последнее слово, — вскричал диджей после финальной сирены. — И это слово — победа!» Сборная России красиво разгромила американцев в «утешительном финале», к восторгу зала, и все бы ничего, радость была вполне искренней, только вот с «последним словом» выходило как-то неловко — кому его произнести, решали все-таки не мы со сборной США, а Канада с Финляндией. Как и девять лет назад, точь-в‑точь, и с таким же окончательным, уверенным и победным московским росчерком «кленовых» — теперь уже на 80‑м юбилейном чемпионате мира.

Ответственные лица, а также эксперты и пропагандисты, вопившие о грядущей победе «Красной машины», на ходу переобулись: хором грянули про бронзовый успех, про случайность проигрыша финнам, про сплоченный коллектив и умелый тренерский штаб, про замечательные перспективы нашей сборной, в том числе и на предстоящем в сентябре Кубке мира. Президент РФ, неожиданно появившись в «ВТБ Ледовом дворце», похвалил не только чемпионов и финалистов, но и бронзовых призеров. И в этот момент торжественного закрытия, думаю, многие выдохнули с облегчением: уф-ф‑ф, все в порядке, сам президент сказал, что спорт есть спорт, хоккей есть хоккей. Хотели победить, но всякое бывает. Работайте. Головы не полетят.

Головы подставляли под награды после матча за третье место. Даже голова небезызвестного Геннадия Тимченко — очевидно, тоже сильно причастная к бронзовому успеху, была замечена среди отмеченных. Таких голов на льду арены хватало.

Да бог бы с ними, с сиятельными прилипалами. Хоккей жалко. И национальную сборную. Ее затискали до невозможности, вменили в обязанность соответствовать победному образу, затачивали исключительно под золото, набивали звучными именами и окончательно загнали под броскую фальшивую вывеску.

А хоккей фальшь чует, его не обманешь.

Во втором провальном периоде нашего с финнами полуфинала зал оказался в полуобморочном состоянии. Когда талантливое финское пацанье вместе с кахээловцами размазывало по льду тонким слоем наших звезд, зал не знал, что делать. Он не мог взять в толк, что происходит, — его убедили в том, что мы самые крутые, а финны наглядно демонстрировали, что цена этой крутизне — грош. И зал потрясенно… молчал.

О чем думал штаб российской сборной и был ли у него «план Б», узнать так и не удалось. Когда соперники позволяли, хватало «плана А», порой получалось неплохо и даже красиво. Но сигнал тревоги прозвучал еще на старте в матче с чехами, шведы в нынешнем варианте на топ-сборную никак не тянули, не говоря уже об остальных. А вот подготовка к встрече с финской сборной требовала, как ни крути, особого подхода. Финны в новом столетии проиграли россиянам больше кубковых матчей, чем выиграли, но все победы были знаковыми и поучительными, особенно те, которые были одержаны на российском льду, в Москве‑2007 и Сочи‑2014.

После субботнего фиаско нам снова попытались объяснить, что никакого финского комплекса у хоккеистов сборной России нет. На деле же действительное его отсутствие продемонстрировали канадцы, проигравшие будущим соперникам по финалу в последнем матче предварительного этапа с разгромным счетом, а в финале взявшие вундеркинда Патрика Лайне со товарищи в ежовые рукавицы. Бедный Патрик после финальной сирены чуть не плакал, его не утешало даже то, что директорат самым ценным игроком чемпионата назвал именно 18‑летнего финского форварда — случай уникальный.

Зато героем чувствовал себя еще один вундеркинд, Коннор Макдэвид, забросивший на чемпионате одну-единственную шайбу, зато золотую. И ставший самым молодым хоккеистом — чемпионом мира по всем возрастам. Осуществил мечту и опытнейший Кори Перри, войдя в члены королевского «клуба» хоккеистов, выигрывавших Олимпийские игры, Кубок Стэнли и чемпионат мира. А главный тренер Билл Питерс еще раз доказал, что для того, чтобы возглавить национальную сборную, особых заслуг не требуется. У них героем становится любой.

У нас в матче с финнами все болячки вылезли наружу. Большинство из них были рукотворные, за авторством тренерского штаба, который до самого конца турнира разбирался с «проблемой третьего» в звеньях Павла Дацюка и Евгения Кузнецова, реализацией большинства и обороной в меньшинстве, но так и не разобрался.

Оставалось надеяться, что американцы по молодости и присущей этой сборной бесшабашности сыграют с россиянами в открытый и зрелищный хоккей. Они не подвели, что и помогло нашим напоследок порадовать зрителей. Голы получались на все вкусы, комбинации — роскошными, и даже провальное большинство сыграло дважды. В полном составе отличилось самое результативное трио чемпионата Панарин — Щипачев — Дадонов, Павел Дацюк дважды выводил на убийственный бросок Сергея Мозякина, подтвердил свою состоятельность рыжебородый дебютант Иван Телегин, и даже защитник Вячеслав Войнов отметился голом.

Хозяева словно сбросили мешавший им тяжкий груз и сыграли в свое удовольствие. Правда, Александр Овечкин так и ограничился набранными ранее двумя результативными баллами. Девять лет назад, когда звезда восьмого номера только еще восходила, получилось примерно то же самое, но Вячеслав Быков, в отличие от Олега Знарка, на Овечкина и не ставил. Тогда снайпер мирового уровня страдал в четвертом звене от неприкаянности, нынче помешало излишнее доверие.

Перед финалом Канада — Финляндия и после него, во время торжественного закрытия, зал периодически начинал скандировать: «Россия! Россия! Россия!» Впервые в подобной ситуации общий голос неутоленной жажды и обиды довелось услышать в мае 2007‑го в Ледовом дворце на Ходынском поле, после награждения чемпионов. Нынче, как мне кажется, в протестном скандировании подспудно звучало сакраментальное «все равно мы лучше всех».

Приучили.

Возможно, для VIP-персон 80‑й чемпионат мира и впрямь оказался едва ли не идеальным. У них-то не было проблем ни с парковкой, ни с сумасшедшими ценами на билеты (убогая линейка дорогущей сувенирной продукции вовсе поражала), ни с удобными местами. Бессменный президент Международной федерации хоккея Рене Фазель был доволен Россией, Россия была довольна Фазелем. Организация была в целом пристойной, однако по главному, в сущности, показателю — средней посещаемости одного матча (6520 зрителей) — чемпионат‑2016 опередил только Москву‑2007, и то ненамного. Уступив всем остальным городам и странам, принимавшим чемпионат мира по хоккею в означенные сроки «от Москвы до Москвы».

И еще и спортивный итог оказался с такой же ощутимой горечью. С одной лишь разницей — бронза 2007‑го ознаменовала конец «маломедальной» эпохи, а нынешняя, судя по динамике, притоку кадров и постановке дела, знаменует новое ее начало. Ничего, прикроем реальные проблемы нашего хоккея пиаром и маркетинговыми ходами, не привыкать.

После того как Россия днем бесславно уступила Финляндии, вечером настроение на ринге россиянам поправлял Денис Лебедев. Бедный аргентинец Виктор Рамирес не дожил даже до третьего раунда, и в честь победителя на полную мощь врубили… «День Победы» Тухманова — Харитонова.

Представляю, какая вакханалия началась бы после победы хоккеистов. Нет, лучше уж пусть так, как есть. По справедливости.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow