Сюжеты

Бегемоты на марше

Министр культуры РФ Владимир Мединский на коллегии Минкультуры сообщил об объединении ГЦСИ с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и увольнении гендиректора Госцентра современного искусства Михаила Миндлина в связи с переводом его на другую работу

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 56 от 27 мая 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Министр культуры РФ Владимир Мединский на коллегии Минкультуры сообщил об объединении ГЦСИ с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и увольнении гендиректора Госцентра современного искусства Михаила Миндлина в связи с переводом его на другую работу

Это событие — очередной знак беды. Широкий читатель, допускаю, что имеет право не знать о существовании РОСИЗО, основанном в 1959 году, и ГЦСИ, начавшем свою деятельность в 1994-м. Подозреваю, что активная работа обеих организаций за все время их формального бюджетного присутствия никак не отразилась на карте ментального мира советско-российского любителя прекрасного. Хотя эти две инфраструктуры в постсоветское время вступили в прямую конкуренцию, не педалируя бойцовскую схватку. Совковое РОСИЗО медленно, но верно теряло очки, сфокусировавшись на экспортных проектах, а ГЦСИ заграничный продукт сочетал с отечественным в изящной интеллектуальной облатке. РОСИЗО учило за границей и в регионах любить Родину до крови из носа. ГЦСИ прививал дичок космополитизма. Зрителю — и там и здесь — было не до них. Было, есть и будет. И скандальная информация о совмещении двух конкурентов сенсацией, увы, стала в основном в сетях.

Позорный крах ГЦСИ случился добровольно — когда дирекция Госцентра исключила Петра Павленского из шорт-листа премии «Инновация», куда он вошел согласно решению экспертного совета. Подстраховались — и получили, как это будет по-русски? — слияние и поглощение. Все — в РОСИЗО, дружной толпой, задрав штаны. Хотя в данном случае лучше надеть сталинские френчи.

В этих одежках ходили герои последних выставок РОСИЗО в Манеже — от «Романтического реализма» до сегодняшней антологии советского киноплаката, столь же трогательной, насколько бессмысленной. Глава РОСИЗО Сергей Перов со своим милитаристским прошлым (позади — Алма-Атинское военное училище) настаивает на том, что искусство должно воспитывать и убеждать, заставлять Родину любить.

Все региональные проекты ГЦСИ хотят того же: биеннале в Ширяеве, где Репин писал бурлаков, биеннале в Екатеринбурге, заставляющее заново посмотреть на советское индустриальное прошлое, Арсенал в Нижегородском кремле — это ли не память? Только реальная, а не декларативная.

После поглощения всесильным РОСИЗО ГЦСИ — понимаю, что это выглядит вроде борьбы Бегемота с Левиафаном — мы в сухом остатке имеем останки. Актуальной культуры. Вечная ей память.

Федор РОМЕР,
специально для «Новой»

 

Комментарий

Леонид БАЖАНОВ, художественный руководитель ГЦСИ: «Это ассоциация Черкизовского рынка с музыкальным театром»

— ГЦСИ практически уничтожен. Соединение с РОСИЗО, с моей точки зрения, чистой воды управленческий бред. При этом не принимаются во внимание культурные интенции, концепции этих различных организаций. РОСИЗО — исполнительный орган, сосредоточен в большей степени на выполнении технических функций, в том числе хранении Госколлекции.

А Центр современного искусства — творческая мастерская, специализированная организация, аналогичная подобным организациям в мире, таким как «Центр Помпиду», к примеру. Она занимается развитием и продвижением современного искусства.

В ГЦСИ инициируются творческие, образовательские, исследовательские программы, связанные с изучением, собиранием, аккумулированием современного мирового искусства. Центр поддерживает жизнь и дух современного искусства, деятельность самих художников.

Возможно, само существование современного искусства у управленцев вызывает непонимание и раздражение.

Эта инициатива похожа на ассоциацию Черкизовского рынка с музыкальным театром. Объединение двух разных организаций может привести к печальным результатам. Это осложнит нашу профессиональную деятельность, творческую и исследовательскую работу. Снова, как встарь, управленческие приоритеты ставятся во главу угла.

Не думаю, что подобные почины содействуют художественному качеству нашей работы, нормальной творческой атмосфере. Но честно говоря, в контексте событий, творящихся сегодня в обществе, то, что происходит с культурой, уже мало кого удивляет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera