СюжетыЭкономика

Искусственные спутники русской земли

Отечественные криптовалюта, поисковик и твиттер — что не так с проектами технологического импортозамещения

Искусственные спутники русской земли
Фото: «Новая газета»
Росфинмониторинг выступил с инициативой создания национальной криптовалюты и последующего запрета всех ее международных аналогов. Всемирно известные принципы технологии Bitcoin в новом проекте ведомства оказались вывернуты наизнанку: вместо анонимной, децентрализованной сети российская версия криптовалюты подразумевает лицензирование эмиссионеров, регламентацию операций по обмену и полную деанонимизацию пользователей. В стремлении зарегулировать формирующийся рынок, выдавив с него мировых игроков и новые разработки, власти могут полностью остановить развитие высокотехнологичного сегмента криптовалют в России. «Новая газета» вспоминает другие попытки высокотехнологичного импортозамещения.

Поисковая система «Спутник»

Государственный поисковик «Спутник», запущенный 2 года назад структурами Ростелекома, по оценкам, обошелся компании в $20 млн инвестиций. Помимо стандартных функций поисковика «Спутник» фильтрует контент по степени непристойности и агрегирует полезные ссылки в области госуслуг и социально значимых порталов. На старте проект пользовался некоторой популярностью благодаря широкому обсуждению в прессе, но вскоре с треском провалился — спустя 100 дней его аудитория сократилась на 90%. Трафик продолжал падать и далее, в августе 2015 года на сайте госзакупок даже появился тендер на «увеличение аудитории пользователей продуктов», размещенных на «Спутнике». Аналитические компании не могли предоставить данные о посещаемости сайта, поскольку его аудитория была настолько мала, что не попадала в их выборку (меньше 1% пользователей Рунета, по некоторым оценкам — до 100 тысяч пользователей в месяц).

Ключевой задачей, которую инвесторы поставили перед проектом, было достижение 1 миллиона уникальных пользователей в месяц к концу 2015 года. Похоже, что единственная надежда поисковика когда-нибудь увидеть подобные цифры — насильственное внедрение его продуктов в быт государственных органов. Так, недавно «Спутник» анонсировал выпуск браузера со встроенной системой криптографического шифрования, основанной на отечественных алгоритмах. Предполагается, что именно госслужащие и сотрудники бюджетных организаций будут пользоваться новым браузером вместо иностранных аналогов с закрытыми модулями. Другой пример — критерии выбора счетчиков посещаемости сайтов, недавно подготовленные Минэкономразвития. Счетчик, разработанный «Спутником», планируется сделать рекомендуемым для официальных сайтов госорганов (формальный мотив такой же — безопасность).

Скриншот главной страницы поисковика прямо сейчас
Скриншот главной страницы поисковика прямо сейчас

Смартфон YotaPhone

Yota Devices, российский производитель смартфонов с двумя экранами, появился на рынке в 2011 году, а первую модель выпустил в 2013-м. По словам гендиректора компании Владислава Мартынова, инвестиции в бизнес на конец 2014 года составили $50 млн. Через 1—1,5 года проект должен был выйти на самоокупаемость. Компания, однако, до сих пор не стала прибыльной. Напротив, потери производителя растут: чистые убытки за 2014 год составили $15,8 млн, за первые 9 месяцев 2015 года — уже $30,7 млн. C момента запуска продаж в 2013 году до конца 2015-го Yota Devices удалось реализовать 96 тысяч смартфонов.

В конце декабря 2014 года, во время пиковой девальвации рубля, цены на смартфон нового поколения YotaPhone 2 выросли на 20% — причиной стало присутствие в продукте зарубежных комплектующих. Тогда цена поднялась до 40 тысяч рублей за минимальную комплектацию, в то время как сегодня устройство стоит порядка 20 тысяч — при себестоимости $420 (около 28 тысяч рублей по текущему курсу). Проблемы с финансированием вынудили руководство компании искать зарубежных инвесторов, и сегодня 30% Yota Devices принадлежат гонконгскому холдингу Rex Global (изначально планировалась продажа 70%).

Создатель YotaPhone Влад Мартынов. Фото: РИА Новости
Создатель YotaPhone Влад Мартынов. Фото: РИА Новости

Компьютеры «Эльбрус»

Выпускаемый московским центром SPARC-технологий (МЦСТ), компьютерный микропроцессор Эльбрус-4С при заметно более высокой цене отстает по производительности от импортных аналогов на несколько лет. Неудивительно, что рынок сбыта вновь ограничивается несколькими государственными заказчиками, готовыми переплачивать за отечественные разработки. Сумма подрядов от Минпромторга с 2011 года составила несколько миллиардов рублей, серверы у «Эльбруса» закупал подведомственный Минкомсвязи ФГУП НИИ «Восход», а также Пенсионный фонд России. Сообщалось, что в дальнейшем разработки могут использовать военные и чиновники.

В конце декабря 2015 года «Ижевский радиозавод» выпустил первую партию персональных компьютеров «Эльбрус-401» (около 80 штук). Цена компьютера составила 400 тысяч рублей вместо изначально объявленных 200 тысяч. Из отечественных комплектующих в устройстве — одноименный четырехъядерный микропроцессор. У «Эльбруса» есть и собственная операционная система, построенная на ядре Linux. Так как обычных потребителей машина заинтересовать не может, компания планирует работать с юридическими лицами.

Прошлой весной в СМИ появилась новость о создании МЦСТ первого ноутбука — девайс весил 10 кг и был способен проработать от батареи 1 час при цене 150 тысяч рублей. Правда, оказалось, что все не так просто: «ноутбуком» оказался носимый терминал «НТ-ЭльбрусS», предназначенный для работы в экстремальных условиях и выпущенный еще в 2012 году. «Его работа гарантируется, даже если в 50-градусную жару подплыть к противнику под водой и обезвредить его ударом этого ноутбука по голове», — писал в 2014 году в своем блоге сотрудник МЦСТ Александр Брагин.

Скриншот с сайта МЦСТ
Скриншот с сайта МЦСТ

Гибридный электромобиль «Ё-мобиль»

Мечты о первом российском электрокаре рухнули еще весной 2014 года, когда бизнесмен Михаил Прохоров продал технологии «Ё-мобиля» государственному институту НАМИ за символическую сумму в 1 евро. Директор по инвестициям ОНЭКСИМа (группа компаний владела 51% акций «ё-АВТО») Валерий Сенько тогда объяснил, что важную роль в решении о закрытии проекта сыграло ослабление рубля — большую часть оборудования для производства российского автомобиля планировалось закупать за рубежом. При таком раскладе эксперты оценивали возможную стоимость «народного» автомобиля более чем в 1 миллион рублей вместо предполагаемых ранее 350—450 тысяч. По словам Сенько, к моменту закрытия проекта на разработку «Ё-мобиля» уже было потрачено несколько сотен миллионов евро. Партнером ОНЭКСИМа по проекту была российско-белорусская «ЯРОВИТ-моторс», занимавшаяся производством грузовых автомобилей и в 2015 году оказавшаяся на грани банкротства.

У владельцев «ё-АВТО» была возможность, как в случае с Yota Devices, продать часть платформы китайским инвесторам, но безвозмездная передача проекта государству показалась более благородным решением. Последним красивым жестом в истории компании стал кроссовер «Ё-Crossback EV», подаренный Владимиру Жириновскому. Четыре года работы прошли не зря — по свидетельствам журналистов, политик «светился от счастья».

Презентация «Ё-мобиля» Прохорова. Фото: РИА Новости
Презентация «Ё-мобиля» Прохорова. Фото: РИА Новости

«Русский твиттер» — Futubra

В 2012 году группа Mail.ru громко заявила о создании отечественного аналога Twitter — сервиса микроблогов Futubra. В разработке проекта участвовала команда из нескольких десятков разработчиков, за шесть месяцев в Futubra зарегистрировалось около 80 тысяч человек. При этом внятного объяснения, зачем нужен еще один Twitter, так и не последовало. Просуществовав до декабря 2012 года, сервис был закрыт — «из-за отсутствия устойчивого роста аудитории».

Главная страница Футубры сейчас выглядит так
Главная страница Футубры сейчас выглядит так

Нужно заметить, что качественные и востребованные продукты, связанные с IT и высокими технологиями, в России все же делают. Примером может служить экосистема сервисов «Яндекса», разработки компании ABBYYили мессенджер Telegram, созданный Павлом Дуровым. Однако они не позиционируются как «отечественные аналоги» западных разработок для внутреннего рынка, а ориентированы на глобальную конкуренцию — и потому жизнеспособны. Отечественная криптовалюта же, скорее всего, отправится вслед за «Ё-мобилем».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow