СюжетыПолитика

Белорусские велосипедисты становятся новыми политзаключенными

В апреле минские велосипедисты участвовали в международной акции «Критическая масса». А в мае — в акции солидарности с арестованным месяц назад велосипедистом, которому грозит срок до шести лет лишения свободы

Белорусские велосипедисты становятся новыми политзаключенными
Фото: «Новая газета»
В последнюю пятницу апреля минские велосипедисты участвовали в международной акции «Критическая масса». А в последнюю пятницу мая — в акции солидарности с арестованным месяц назад велосипедистом, которому грозит срок до шести лет лишения свободы.

Во всем мире велопробег «Критическая масса» проводится больше двадцати лет. Цель акции — привлечь внимание к проблемам велосипедной инфраструктуры и сделать большие города удобными для велосипедистов. «Критическая масса» всегда и везде выглядит красиво и позитивно и проходит под лозунгами «Мы не помеха движению — мы его часть» и «Мир за чистые города».

Но в Минске участники велопробега едва успели проехать километр с небольшим от начала маршрута, как их остановил автобус ОМОНа. Выбежавшие из автобуса омоновцы начали избивать и задерживать велосипедистов. Их бросали на пол автобуса, сверху швыряли велосипеды.

Шестерых задержанных увезли в Центральное РУВД Минска. Четырех из них ночью отпустили, составив протоколы об административных правонарушениях (при том, что соблюдение правил дорожного движения — непременное условие «Критической массы»). А в отношении Станислава Коновалова и Дмитрия Полиенко возбудили уголовные дела по статье 364 («насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел в целях воспрепятствования его законной деятельности»). На следующий день после ареста их привезли домой в наручниках и провели обыски. А еще через день Коновалова освободили под подписку о невыезде, а Полиенко избрали меру пресечения в виде содержания под стражей и перевезли из Минска в Жодинское СИЗО (самая паршивая тюрьма в Белоруссии, именно там было несколько случаев самоубийств заключенных).

Кстати, 12 мая Дмитрия Полиенко еще и судили заочно по административному делу (за участие в пикете 18 апреля у российского посольства в поддержку Надежды Савченко). Его оштрафовали на 12,6 миллионов белорусских рублей (630 долларов), объявив к тому же, что он «отсутствует по неизвестным причинам, был проинформирован своевременно».

22 года Дмитрию исполнилось 26 мая, уже в СИЗО. На следующий день минские велосипедисты собрались на велопробег солидарности. Так из обычных любителей велосипедов появляются и новые политзаключенные, и новые правозащитники.

В советские времена (а может, и досоветские) любили цитировать анекдот о том, как на лозунг «бей жидов и велосипедистов!» все реагируют одинаково: «А велосипедистов-то за что?» Так вот, теперь уже точно никто не поймет, почему это когда-то считалось анекдотом. Но если всерьез спросить, почему на компанию из 35 велосипедистов «Критической массы» вдруг напал ОМОН, да еще и с избиениями, задержаниями, административными судами и уголовным делом, ответ может быть только один: белорусские власти не в силах сохранять спокойствие при любом собрании «больше трех». А уж если собрались — будьте готовы идти в тюрьму. Не зря же Александр Лукашенко еще в 2011 году подписал поправки в закон «О массовых мероприятиях», приравнявшие любое собрание людей, независимо от количества и целей собрания, к пикетированию и допустимое лишь с разрешения властей.

Пять человек, молча стоящие на автобусной остановке, замечательно укладываются в схему нарушения закона о массовых мероприятиях. Шестеро общественных активистов, пришедшие к стенам тюрьмы в день рождения Дмитрия Полиенко 26 мая, уже через несколько минут получили на подпись милицейские протоколы об их участии в несанкционированном массовом мероприятии.

Кстати, официально это звучит так: белорусы обязаны получать разрешение «на массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) и установленное время для совершения заранее определенного действия или бездействия».

«Или бездействия» — это из каких-то народных северокорейских мотивов. Но если ты в любом случае — преступник, уж лучше действие. Хотя бы крутить педали велосипеда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow