Сюжеты

За башню ответишь

В минувший вторник ФСБ провела обыск в офисе Государственного центра современного искусства

Культура

После обыска экс-директор ГЦСИ Михаил Миндлин и его заместитель по административно-хозяйственной части Дмитрий Мочабели были доставлены в следственный изолятор «Лефортово» для дачи показаний. Оба отделались легким испугом.

Для Госцентра современного искусства наступили тяжелые времена. В конце мая его неожиданно перевели в подчинение Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО» и его руководителю Сергею Перову, после чего Михаил Миндлин был уволен в связи с переходом на другую работу. Министр Мединский выразил ему благодарность за труды и назначил директором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева вместо 76-летнего Геннадия Попова (он остался в музее в качестве замдиректора по науке). Назначение более чем странное, хотя Миндлин по образованию реставратор темперной живописи, то есть в том числе икон, и сам известен как их собиратель. Но он 22 года занимался современным искусством, и его авторитет в этой области непререкаем. На новом месте работы Миндлин успел появиться лишь однажды — с тем чтобы отправиться в «Лефортово». Согласитесь, не лучшее начало деятельности.

Дмитрий Мочабели, окончивший Московский инженерно-строительный институт, — крепкий хозяйственник. Благодаря ему ГЦСИ получил здание бывшего завода театральных ламп на Зоологической улице. К тому же он еще со школьных времен вхож в столичную художественную среду и имеет даже небольшую коллекцию современного искусства.

Интерес ФСБ к Миндлину и Мочабели объясняется их возможными связями с замминистра культуры Григорием Пирумовым (арестован по так называемому «делу реставраторов»). Спецслужбы изъяли в ГЦСИ документацию, связанную именно с реставрационными работами в калининградской башне-редане «Кронпринц» (памятник архитектуры XIX века, переданный в оперативное владение Балтийскому филиалу Госцентра). Одним из членов авторского коллектива, работавшим над проектом превращения башни в выставочный зал с библиотекой, лекторием и офисными помещениями, значится в том числе Михаил Миндлин. Однако работами занимается ООО «РАСТР», которое в документах обвинения Пирумова и его коллег не значится. Хотя известно, что тот оказывал консультационные услуги ГЦСИ, что входит в обязанности замминистра.

В Госцентре от подробных комментариев отказываются. Только удивляются, почему именно «Кронпринц», чье открытие запланировано на будущий год, вызвал такой интерес. ГЦСИ проводил подобные реставрации в нижегородском Арсенале, а сейчас ведет в самарской конструктивистской фабрике-кухне (тоже памятниках архитектуры).

После допроса Миндлин и Мочабели были выпущены на свободу, и каждый приступил к своим профессиональным обязанностям. Но то, что ГЦСИ второй раз практически за неделю оказывается в центре скандала, его работе на пользу не идет.

Зачем властям нужно столь жестко обходиться с уважаемой организацией, не очень понятно. Ну не сам же факт существования современного искусства тому виной.

Федор Ромер,
специально для «Новой»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera