Сюжеты

За башню ответишь

В минувший вторник ФСБ провела обыск в офисе Государственного центра современного искусства

Культура

 

После обыска экс-директор ГЦСИ Михаил Миндлин и его заместитель по административно-хозяйственной части Дмитрий Мочабели были доставлены в следственный изолятор «Лефортово» для дачи показаний. Оба отделались легким испугом.

Для Госцентра современного искусства наступили тяжелые времена. В конце мая его неожиданно перевели в подчинение Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО» и его руководителю Сергею Перову, после чего Михаил Миндлин был уволен в связи с переходом на другую работу. Министр Мединский выразил ему благодарность за труды и назначил директором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева вместо 76-летнего Геннадия Попова (он остался в музее в качестве замдиректора по науке). Назначение более чем странное, хотя Миндлин по образованию реставратор темперной живописи, то есть в том числе икон, и сам известен как их собиратель. Но он 22 года занимался современным искусством, и его авторитет в этой области непререкаем. На новом месте работы Миндлин успел появиться лишь однажды — с тем чтобы отправиться в «Лефортово». Согласитесь, не лучшее начало деятельности.

Дмитрий Мочабели, окончивший Московский инженерно-строительный институт, — крепкий хозяйственник. Благодаря ему ГЦСИ получил здание бывшего завода театральных ламп на Зоологической улице. К тому же он еще со школьных времен вхож в столичную художественную среду и имеет даже небольшую коллекцию современного искусства.

Интерес ФСБ к Миндлину и Мочабели объясняется их возможными связями с замминистра культуры Григорием Пирумовым (арестован по так называемому «делу реставраторов»). Спецслужбы изъяли в ГЦСИ документацию, связанную именно с реставрационными работами в калининградской башне-редане «Кронпринц» (памятник архитектуры XIX века, переданный в оперативное владение Балтийскому филиалу Госцентра). Одним из членов авторского коллектива, работавшим над проектом превращения башни в выставочный зал с библиотекой, лекторием и офисными помещениями, значится в том числе Михаил Миндлин. Однако работами занимается ООО «РАСТР», которое в документах обвинения Пирумова и его коллег не значится. Хотя известно, что тот оказывал консультационные услуги ГЦСИ, что входит в обязанности замминистра.

В Госцентре от подробных комментариев отказываются. Только удивляются, почему именно «Кронпринц», чье открытие запланировано на будущий год, вызвал такой интерес. ГЦСИ проводил подобные реставрации в нижегородском Арсенале, а сейчас ведет в самарской конструктивистской фабрике-кухне (тоже памятниках архитектуры).

После допроса Миндлин и Мочабели были выпущены на свободу, и каждый приступил к своим профессиональным обязанностям. Но то, что ГЦСИ второй раз практически за неделю оказывается в центре скандала, его работе на пользу не идет.

Зачем властям нужно столь жестко обходиться с уважаемой организацией, не очень понятно. Ну не сам же факт существования современного искусства тому виной.

Федор Ромер,
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera