СюжетыПолитика

«За каждый щит у нас оплачено!»

Изобретение Смольного: пиар единороссов под видом городской социальной рекламы за деньги налогоплательщиков

«За каждый щит у нас оплачено!»
Фото: «Новая газета»
Правительство Петербурга помогло победителю думских праймериз «Единой России» и потенциальному кандидату в депутаты Госдумы от Петербурга Михаилу Романову избежать лишних трат на рекламу. В Смольном признали — щиты с портретом Романова, поздравляющего жителей города с 9 Мая, — социальная реклама.

Во Фрунзенском и Колпинском районах в начале мая 2016 года на рекламных щитах появился портрет гражданина Романова. Повесили его на территории юго-восточного округа № 217, от которого тот намерен баллотироваться как член «Единой России». Кандидат в депутаты обращается к избирателям с огромного плаката с призывом «Будем достойны Великой победы!». И все это на фоне монумента Родины-матери и аллеи Пискаревского кладбища, над обвитой георгиевской ленточкой гвоздикой имя — Михаил Романов. Такие плакаты разместили как минимум по 13 адресам в самых оживленных точках округа.

Президент фонда «Северная столица» Михаил Романов 22 мая одержал победу в петербургских праймериз «Единой России», набрав 74,28% голосов. Теперь на съезде партии в июне 2016 года он будет выдвинут кандидатом в депутаты.

С точки зрения Смольного, фонд «Северная столица» безупречен: он содействует развитию науки, духовности и культуры, реализует программу гражданско-патриотического воспитания детей-сирот.

Близость Романова к Смольному не только духовная. В 2014 году политик был доверенным лицом кандидата в губернаторы Георгия Полтавченко.

Романов не скрывает, что уровень городского Заксобрания ему не интересен. В интервью порталу «Бездуховность» он признался: «Я вижу себя в федеральной политике, хочу решать проблемы города <…> на федеральном уровне». Куда интереснее оказались рассуждения потенциального кандидата в Думу о том, что «административного ресурса <…> у меня нет и приобретать его я не намерен». Дескать, для порядочного человека главное — единомышленники и союзники среди жителей города. «Вот они-то мне и помогут выдвинуться и эффективно провести агитацию», — заявил Романов.

На деле вышло, что самые главные жители для кандидата — это обитатели Смольного. Как выяснила «Новая», решение разместить портреты под видом социальной рекламы — то есть за деньги налогоплательщиков — принимали городские чиновники.

За наружную рекламу в Петербурге отвечает Городской центр размещения рекламы (СПб ГУП «ГЦРР»), который подчинен Комитету по печати и взаимодействию со СМИ.

Если благотворительный фонд хочет, чтобы его призыв к горожанам жертвовать на доброе дело появился на улицах города, он должен обратиться в комиссию по социальной рекламе при ГЦРР. Раз в месяц чиновники решают, что, по их мнению, можно разместить на рекламных щитах. Заинтересованность заявителей понятна — фонды платят только за печать плакатов, аренда площадей безвозмездна.

О деятельности фонда Романова на баннерах нет ни слова, нет даже упоминания о «Северной столице». Получается, что вместо продвижения в массы благотворительности кандидат в депутаты пропихнул себя, любимого, а чиновники сделали вид, что этого не заметили.

«Новая» обзвонила рекламные компании и выяснила, кому принадлежат конструкции, на которых сияет лик Романова: девятью рекламными щитами (шесть на три метра) во Фрунзенском районе владеет рекламное агентство «Руан», четырьмя остановочными конструкциями в Колпине — «Волгобалт».

В «Волгобалте» нам сразу подтвердили, что портреты установлены по требованию ГЦРР. Менеджер «Руана» заявил, что реклама коммерческая и деньги за нее уплачены. Разрешить противоречие редакция попыталась у чиновников, запросив у ГЦРР список адресов, где размещена социальная реклама. Однако, как выяснилось, итоги работы комиссии ведомство не афиширует. На просьбу выслать список одобренных заявок представитель ГЦРР заявил: информация разглашению не подлежит. В ответе на запрос «Новой» руководитель ведомства Григорий Путинцев сообщил, что его структура «занимается только организационно-техническим обеспечением работы комиссии по социальной рекламе», поэтому список конструкций не выдаст — «вопрос не относится к компетенции ГЦРР».

Сомнения «Новой» развеял председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев, который подтвердил, что портреты Романова — социальная реклама. «На комиссии мы одобрили проект, — заявил он. — По этому поводу есть разъяснение УФАС 2013 года: если социальная реклама не содержит в себе призывов или идентификации какой-то партии или предвыборной кампании, никаких ограничений по законодательству нет».

Вопрос, не является ли публикация портретов конкретного кандидата в депутаты и участника праймериз под маркой социальной рекламы некорректной, поверг чиновника в недоумение. «Нет, абсолютно меня это не смущает, — ответил Сергей Серезлеев. — Если бы смущало, решение комиссии было бы другое. Так как оно находится в правовом поле — нормально».

Потенциальный кандидат и победитель праймериз Михаил Романов подтвердил «Новой»: его портреты действительно размещались в городе на правах социальной рекламы. Правда, по его утверждению, касается это не всех рекламных конструкций, а лишь остановочных лайтпостеров в Колпинском районе. Романов считает вполне корректным «размещаться» на правах социальной рекламы. «Реклама не носит политического характера: нет ни упоминания партии, ни каких-то лозунгов, — заявил он. — Есть просто поздравление с 9 Мая, с Днем Великой Победы, а наш фонд в городе работает уже не первый год». Плакаты не относятся к выборам, их повесили, чтобы продвигать инициативы фонда, добавил Романов, пока президент РФ не подписал указ о проведении выборов, он еще даже не кандидат.

Если выборы ни при чем, то почему бы не развесить по городу портреты руководителей других благотворительных фондов? На это Романов ответил: решение поддержать заявку и повесить его плакаты принимал Смольный. «Это их (Смольного. — Ред.) решение, это нормально. Если есть пустые площади… остановки пустые стоят. Разместить рекламу стоит денег — мы заплатили за печать. За каждый щит у нас оплачено!»

«Новая» поинтересовалась, сколько еще баннеров Романова согласовал Смольный, но политик не смог с ходу назвать точную цифру, пообещав сделать это на следующей неделе, после того как редакция напишет запрос.

Что касается восьми шестиметровых щитов, принадлежащих компании «Руан», то их, уверяет Романов, фонд «Северная столица» разместил на коммерческой основе. Ну, или слегка коммерческой, потому что, как намекнул политик, ему сделали хорошую скидку. «Одно дело реклама из серии «Розовый кролик» (сеть магазинов. — Ред.), другое — благотворительность», — объяснил он.

Мы попросили предоставить договоры с компанией, подтверждающие оплату. Политик пообещал, что постарается, — сам-то он не против, но едва ли «Руан» готов назвать цифры: «Договора носят коммерческую тайну, сейчас рекламный рынок просел, поэтому они делают большую скидку. Если они дадут согласие, мы готовы предоставить копию договора».

Интересный получается «рынок»: одна компания размещает плакат по такому прайсу, что даже назвать его стесняется, а вторая и вовсе делает это бесплатно, по договоренности со Смольным!

По информации «Новой», стоимость аренды 13 конструкций — это как минимум 430 тысяч рублей. По расценкам «Руана» стоимость размещения на шестиметровых баннерах по указанным адресам колеблется от 43 до 53 тысяч рублей в месяц. Что касается автобусных постеров, то попасть на них можно за 8,8 тыс. рублей. Получается, на этом пункте Михаил Романов уже точно сэкономил. И возможно, продолжает экономить — на днях портреты обновились. На этот раз Романов поздравляет горожан с Днем города.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow