РепортажиОбщество

Водолазы на улицах, лодка вместо маршрутки

На Юг России обрушились небывалые осадки: ЖКХ вновь не готово к бедствию — гибнут люди и имущество

Водолазы на улицах, лодка вместо маршрутки
Фото: «Новая газета»
В Ростовской области минувший май стал самым дождливым за всю историю метеонаблюдений. Ливни обрушились и на столицу соседнего региона — Краснодар. Там сейчас подтоплены около ста домов: 1 июня за пару часов выпало до 96 мм осадков — полуторамесячная норма. Есть один погибший. Ненамного лучше ситуация в Новороссийске, где автомобильное движение из-за ливней оказалось парализованным. Происходящее совершенно четко обозначило проблему: в городах строят новые районы, но экономят на коммунальной инфраструктуре. Расплачиваются за это простые горожане. Корреспондент «Новой газеты» передает из Краснодара.

Прядь каштановых волос, белая блузка, симпатичная сумочка, узкая замшевая юбка и резиновые сапоги. Краснодарская модница не рискует ходить по улице Московской на каблуках, потому что лужи тут по колено. Вчера были по пояс, но сейчас на Московской откачивают воду пожарные машины. Люди в серых водолазных костюмах спрятались в будке с надписью «Квас» и пьют йогурт. Это спасатели. Их лодка стоит неподалеку. Она тут вместо маршрутки.

— Девушка, вы здесь живете?

— К сожалению, — вздыхает девушка и ставит ногу в лодку. В другой ситуации это выглядело бы романтично, но только не сейчас.

Улица Московская — новый район, где многоэтажки перемежаются с частной застройкой. Сергей Круусик, у которого квартира на четвертом этаже, прошлой ночью приютил бомжа. Когда начало топить, бомж едва успел выскочить из подвала. ЧП вообще будит в россиянах лучшие качества. В этом же доме всем миром спасали бабушку. Она жила в комнатушке на цокольном этаже, но никто про это не знал. Первой стоны бабушки услышала Марият Курбанова, у которой на этом же этаже свое ателье. Позвала соседей. Попробовали открыть дверь, но под тяжестью воды дверь не поддавалась. Тогда Марият позвонила спасателям, и те спасли. Но случилось это лишь под утро, поэтому всю ночь бабушке пришлось просидеть по пояс в воде.

В воде провели целую ночь и все предприниматели округи. Год назад здесь был такой же потоп. С тех пор они обзавелись электронасосами. Но «вырубило» свет, поэтому насосы оказались бесполезными. Так что вычерпывали вручную. Теперь Марият Курбанова вдобавок к насосу купила генератор: «Если в третий раз польет, уже точно откачаем». Судя по линии на стене, уровень воды в ателье Марият был по пояс. «Швейные машинки мы успели на столы поставить, а вот мебель вся пропала», — рассказывает Марият. Танцевальный клуб «Туц-туц», который в соседнем доме, затопило на полметра. Теперь танцпол надо перестилать, а это почти 200 квадратных метров ламината. Магазин живого пива тоже погубила вода.

На соседней улице Шаляпина пейзаж и вовсе возвращает в памяти картину затопленного Крымска: слой глины вместо асфальта, вырванная с корнем трава. Дома похожи на острова, потому что подобраться к ним можно лишь по воде. И ситуация не становится лучше, потому что опять начинается дождь. Ручейки на обочинах превращаются в реки. Дождь не стучит, а угрожающе гудит, надвигаясь на город стеной.

Для 17-летнего краснодарца 1 июня стало последним днем жизни. Поздним вечером, когда ливень уже прошел, молодой человек переходил дорогу и получил удар током. Врачи «откачивали» его почти час, но безуспешно. Теперь кубанский Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 109 — «причинение смерти по неосторожности». Оказалось, что на центральной улице города, Красной, было не в порядке уличное освещение.

На сайте краснодарской администрации постят примерно одно и то же: мэр ни в чем не виноват, потому что такого дождя не было последние 46 лет. В действительности же город заливает периодически. В оправдание чиновники обычно говорят, что на новую городскую ливневку нет денег. Но это выглядит странно, потому что Краснодар застраивают многоэтажными районами, где канализация должна быть по определению. Не первый год письма о затоплении пишет в краснодарскую мэрию Людмила Федосеева с улицы Московской. Читаю последний ответ: «…необходимо строительство сети ливневой канализации». То есть район жилой есть, а сети нет. Но кто позволяет застройщикам рекламировать и продавать то, что, по сути, недоделано? Разрешения на ввод в эксплуатацию выдает мэрия.

Еще одна проблема — пострадавшие машины, за которые никто не платит. У Анны Митренко утонула «Дайхатсу». Теперь при повороте ключа зажигания и при переключении коробки передач машина сигналит. «Всем, у кого утонули машины, надо подать на краснодарскую администрацию в суд. Потому что ливневка не работает», — считает Анна Митренко. О желании судиться с мэрией я в последние дни слышал от многих краснодарцев. Им осталось лишь объединиться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow