РепортажиОбщество

«Бунтуй, кохай, права не віддавай!»

В Киеве при беспрецедентных мерах безопасности мирно прошел Марш равенства

«Бунтуй, кохай, права не віддавай!»
Фото: «Новая газета»

…Воскресенье, девять утра, вестибюль станции метро «Университет». Высокая, тонкая девушка в белой футболке и бандане замерла у стеклянной двери «Выход». Смотрит на улицу, залитую солнцем, как из аквариума, не решаясь сделать шаг.

У девушки звонит телефон. «Да, близко…Сейчас-сейчас», — отвечает и снова оглядывается по сторонам. В вестибюле в эти минуты она — совсем одна, если не считать дежурной у будки и полицейских с овчаркой.

— Бам-м, бам-м… — начинают бить колокола близкого Владимирского собора. Дежурная разглядывает девушку с откровенным, хмурым неодобрением, как хозяйка на рынке — подгнившую клубнику. Овчарка спит на службе. Лица полицейских непроницаемы.

Из «Информации для участников Марша равенства КиевПрайд — 2016»
«… Подчеркиваем, что с точки зрения безопасности наиболее сложными являются этапы сбора и эвакуации участников. Основной способ прибытия и отбытия — метрополитен… Пользуйтесь станциями «Университет», «Золотые ворота», «Театральная», а также «Олимпийская» (не рекомендуется через фан-зону). Вход начнется с 9.00 и закончится в 10.00, важно не опаздывать. Советуем приходить насколько возможно раньше, чтобы избежать очередей и провокаций. …Также советуем одеваться неярко и не доставать плакаты/баннеры символику до территории проведения мероприятия».

Нацгвардейцы в экипировке — бронежилеты, массивные наколенники, противогазы в подсумках — выстроили вдоль бульвара живой коридор. По нему толпа течет к «рамкам». Все другие подходы к Красному корпусу Киевского Национального университета имени Шевченко, месту сбора колонны, перекрыты кордонами с металлическими решетками. Движение наземного транспорта в центре города приостановлено. Кто не с нами, тот против нас?

Досмотр на наличие колюще-режущих предметов, включая стеклянные бутылки, строже, чем в аэропорту. Иногда, выборочно, проводят и собеседования, особенно с теми, кто старается, оттеснив плечом ближних, прорваться вперед. Видимо, вместе с полицейскими работают психологи-физиономисты.

Вопрос «Вы пришли, чтобы поддержать Марш Равенства?» задают нескольким парням, которые хихикают и держатся в очереди обособленно.

— А шо такое?! — нарочито тупит компания. В момент группа выдавлена за оцепление и теперь снаружи, больше не маскируясь, начинает осыпать площадной бранью колонну под флагами-радугами. Кстати, эмблема КиевПрайда — 2016 — известный монумент Родине-матери, что возвышается среди куполов Киево-Печерской Лавры. Вместо щита Мать держит разноцветное сердце, меч превратился в факел.

— … Ганьба содомитам! — нестройный хор с другой стороны улицы. Бородач потрясает нательным крестом, женщины в платочках кликушествуют. Запорхали листовки — конечно, о «Гейропе», пытающейся за гранты развратить молодежь. Мировоззренческая дискуссия, без мордобоя.

Поборники «традиционных ценностей» легли на пути следования колонны Марша равенства, работает полиция. Фото: Роман Пилипей / EPA
Поборники «традиционных ценностей» легли на пути следования колонны Марша равенства, работает полиция. Фото: Роман Пилипей / EPA

Но меры по охране мероприятия со стороны органов правопорядка — беспрецедентные: пять с половиной тысяч полицейских и тысяча двести нацгвардейцев. Начальник Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе лично контролирует работу подчиненных. Накануне она пообещала «жесткую реакцию» в ответ на любую практическую попытку дестабилизировать порядок в столице. Потому что на испуг брали сразу с нескольких сторон.

Артем Скоропадский, пресс-секретарь «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), предупредил в соцсетях: они, как хранители традиционных христианских ценностей, заварят «кровавую кашу» из тех, кто осмелится поддержать Прайд. В прошлом году «ПС» уже затевал драку с немногочисленными участниками аналогичного мероприятия. В 2014-м Марш вообще отменили, сочли, на фоне активных военных действий на востоке страны, неуместным. Стоит напомнить: «Правый сектор» и его создатель, народный депутат Дмитро Ярош, давно разошлись, как в море корабли.

Наделало шума и заявление новосозданной организации «Всеукраинский союз ветеранов АТО». Один из основателей, Илья Кива, экс-руководитель департамента противодействия наркопреступности заявил: по его данным, многие сотрудники Нацполиции «отказываются бить патриотов, которые намерены противодействовать ЛГБТ-параду в Киеве». И тут же возглавил некий «Штаб помощи патриотам», то есть, тем, кого в недалекой перспективе могли бы задержать за «кровавую кашу», нападение на Марш. На «разогреве» у Кивы, который, похоже, собрался в большую политику, выступал известный провокатор Дмитро Корчинский…

Гражданский Киев проявил себя почти как в пору Майдана. Пугаете расправой? Получите солидарность!

В общем, частокол из силовиков на всем протяжении недолгого маршрута, плюс кортеж из микроавтобуса с надписью «Взрывотехническая лаборатория», нескольких пожарных машин и карет «Скорой помощи» выглядел осознанной необходимостью.

Но и гражданский Киев проявил себя почти как в пору Майдана. Пугаете расправой? Получите солидарность! Более полутора тысяч человек присоединились к активистам, скандирующим «Бунтуй, кохай, права не віддавай!» По майдановской традиции, плечи у некоторых были покрыты государственными флагами. Потому что равные права и отсутствие дискриминации — это, по большому счету, не только и не столько о проблемах ЛГБТ-сообщества. Разве история множества «других» — например, вынужденных переселенцев, — не знает унижения неологизмом «Даунбасс», когда приходится скрывать, откуда ты родом, чтобы снять жилье или получить работу?

Посол Швеции в Украине, европарламентарий Ребекка Хармс, делегации из США и Канады тоже присоединяются к колонне, чтобы поддержать ее морально. Но им, вдалеке от дома, легче, чем семи депутатам Верховной Рады: даже прогрессивный фейсбук отвергает подобный жест их доброй воли. «Лучше бы в АТО наших бойцов поддержали!» — самый толерантный отзыв.

Много прессы. И бессчетно мобильных волонтерских групп в желтых безрукавках — мониторят обстановку, сообщают о подозрениях. «После событий в Марселе Национальная полиция Украины вполне может предложить дружескую помощь Национальной полиции и жандармерии Французской республики и пригласить к себе на стажировку», — комментирует Мустафа Найем, в прошлом журналист, теперь парламентарий и член коллегии МВД. Тот случай, когда политик не выдает желаемое за действительное. Новый уровень силовиков очевиден. Координация общественных активистов не отстает.

Близ станции метро «Площадь Льва Толстого», конечной точки маршрута, на балконах домов — аншлаг. Видимо, ждали зрелища вроде бразильского карнавала, теперь разочарованы: ни перьев, ни кожаной амуниции… Только поют гимн Украины и кричат ей «Слава!»

Из «Информации для участников Марша КиевПрайд-2016»
«…После окончания Марша основным способом отхода станет метро: станцию заранее закроют, она будет работать только для участников Марша. Планом отхода также предусмотрены автобусы, этот способ предназначен для людей с повышенным риском опасности. Оцените его для себя, воспользовавшись этим списком: вы не из Киева; вы ярко одеты; вы — публичное лицо; на вас раньше нападали; вы можете запаниковать; вы не уверены, что сможете убежать… Автобусы разъедутся в разных направлениях и довезут участников до мест скопления людей, где вы сможете использовать общественный транспорт или такси. Рекомендуем вам какое-то время провести в кафе, торговом центре и т.п. »

— …Смотри-ка, «Беркут» с Майдана. Переаттестованный! — восклицает знакомая журналистка. По возрасту, по выражению лиц и по сноровке рота в черном резко отличается от приветливых копов, патрульных нового поколения. Именно «обломкам старого режима» поручено быстро «паковать» и отправлять микроавтобусы с теми, кто боится агрессии. Маршруты держат в секрете — пока расслабляться рано. Позже волонтеры пожалуются: экс-«беркута» позволяли себе гомофобные жесты и реплики в адрес подопечных участников шествия. Но по сигналу тревоги слетели по эскалатору метро, к поездам, как смерч. Тревога оказалась, к счастью, ложной.

Националисты атакуют участников Марша на глазах журналистов. Фото: Роман Пилипей / EPA
Националисты атакуют участников Марша на глазах журналистов. Фото: Роман Пилипей / EPA

Стычка происходит позже, на улице Пушкинской. И объектом агрессии, в отсутствие участников Прайда, становится сама патрульная полиция, проверявшая оперативную ситуацию. Разношерстная, костюмированная бригада маргиналов возникает, будто специально по заявкам какого-нибудь Lifenews. Топот по брусчатке, свист, треск файеров, подмога из подворотен, надсадное скандирование: «Зиг хайль, Рудольф Гесс, гитлерюгенд, СС!» Пухлый, лет тринадцати, в камуфляжной куртке и шортах, фашист (так и представился, тяжело дыша на бегу), пару десятков качков-скинхедов с татуировками от ушей до пят, субъекты « а-ля ку-клус-клан» в капюшонах до глаз, мужик с дефицитом зубов, сипящий о том, как хочет резать ментов… Финальный акт разыгран прямо у стен театра Русской драмы и комедии.

Под занавес — номер крутых националистов, борцов с геями, мировой закулисой, Порошенко, Гройсманом и курсом на евроинтеграцию в целом. Предводитель в спортивных штанах с лампасами предлагает мегафон всем желающим выступить по теме. После второго оратора аудитория зевак рассасывается совсем.

За период Марша, сообщила Деканоидзе на брифинге, задержаны 57 человек. В отношении десяти составлены протоколы об административных нарушениях. Известно и о единственном пострадавшем участнике шествия. За ним вели слежку, догнали почти на окраине города и сломали нос.

Киев

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow