СюжетыЭкономика

Рост против ветра

Директивное повышение МРОТ способно даже ухудшить проблему бедности

С 1 июля вступает в силу закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ), подписанный президентом России Владимиром Путиным в начале месяца. Минимальная заработная плата вырастет более чем на 20% — с сегодняшних 6,2 до 7,5 тыс. рублей (предыдущее увеличение МРОТ 1 января 2016 года составило всего 4%). По официальным заявлениям чиновников, это шаг на пути к долгосрочной цели: к 2020 году приравнять значения минимальной зарплаты и прожиточного минимума, который на сегодняшний день составляет 9,5 тыс. рублей на душу населения и 10,2 тыс. для трудоспособных граждан. Однако, несмотря на риторику «защиты населения», у повышения МРОТ есть значительные отрицательные последствия, которые ставят под вопрос целесообразность действий властей.

Предполагается, что изменение коснется 1 млн работников, получающих «минималку». 87% из них заняты в бюджетном секторе. Одна из авторов законопроекта, депутат-единоросс Ольга Баталина назвала повышение минимальной зарплаты «серьезной мерой по защите доходов, которая одновременно снижает и дифференциацию доходов в нашем обществе». Оценить влияние минимальных зарплат на неравенство доходов довольно затруднительно. Проблема дифференциации существует в основном за счет относительно высокооплачиваемых работников, чья зарплата несопоставима с уровнем МРОТ. У экспертов есть серьезные сомнения и по поводу функции поддержания доходов: дело в том, что 1 из 70 млн занятых — это статистически незначимое число. «Вот недоиндексация пенсий 40 млн пенсионерам — это существенная проблема», — замечает доктор экономических наук Сергей Смирнов.

Кроме того, необходимо учитывать, за какое отработанное время эти люди получают денежное вознаграждение на уровне МРОТ, продолжает эксперт. «Это может быть неполная занятость, отпуска с сохранением содержания и так далее. Возможно, людям не хватает квалификации или они сами не хотят работать на полную ставку». Частный сектор выплачивает зарплату работникам по результатам коммерческой деятельности, а в ситуации экономического кризиса лишних денег у малых компаний не бывает. При этом повышение МРОТ повлечет за собой пропорциональное увеличение страховых взносов на индивидуальных предпринимателей. Выплаты ИП в пенсионный и другие внебюджетные фонды рассчитываются на основе МРОТ; новые тарифы, повышенные сразу на 21%, вступят в силу с 2017 года. Более того, в правительстве в дальнейшем собираются увеличить базу для расчета страховых взносов предпринимателей с одного МРОТ вплоть до двух.

Так, за стремлением «защитить доходы населения» просматривается очередной план по повышению налоговых поступлений в бюджет. Рост нагрузки почувствуют не только ИП, но и малый бизнес в целом — небольшие компании часто указывают в отчетности минимальную зарплату, чтобы сэкономить на выплате налогов. МРОТ также используется для расчета разного рода штрафных санкций. «Скорее всего, начнутся попытки уйти в тень», — считает профессор РАНХиГС Любовь Храпылина.

Со стороны федерального бюджета мера по увеличению МРОТ потребует 6 млрд рублей, подсчитали депутаты, — сумма достаточно скромная даже по меркам кризиса. Совсем иначе выглядит ситуация в регионах. Увеличение минимальной зарплаты, с одной стороны, повысит отчисления в региональные бюджеты по НДФЛ, но с другой — увеличит необходимые доплаты бюджетникам до установленного законом уровня. В некоторых регионах это может привести к тому, что средств на доплаты просто перестанет хватать. В этом случае средние зарплаты в госсекторе, вопреки задумке депутатов, не только не вырастут, но даже снизятся. Социальная загрузка на регионы вырастет, что потребует от властей какой-то ответной реакции. «Не исключено, что региональные власти по примеру Москвы пойдут на «оптимизацию» бюджетных учреждений, то есть начнут сокращать занятых», — полагает Смирнов.

На сегодняшний день официально установленный размер минимальной зарплаты не выполняет в экономике каких-либо значимых функций, считает Любовь Храпылина: «Подавляющее большинство социальных выплат завязано на прожиточном минимуме, МРОТ тут почти не используется. И на зарплату, очевидно, нынешнее повышение тоже не повлияет». Этим жестом власть скорее стремится показать населению, что помнит про свои обязательства и выполняет их. «Когда не происходит индексации пенсий и зарплат, у людей возникает определенная обеспокоенность, это повышает градус социального напряжения, — продолжает Храпылина. — Тем более что в экономике сегодня идет сплошная оптимизация, повсюду сокращения — даже увеличение в небольших размерах воспринимается положительно».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow